Места принятия решений
Вводная статья
Верховный суд и Прокуратура РСФСР / НКЮ СССР
Верховный суд СССР (1924–1934)
Военная коллегия Верховного суда / ОКБ в ЭКУ ОГПУ
Военно-революционный трибунал при Революционном военном совете Республики
Военный трибунал Московского военного округа
ВЧК при СНК РСФСР (до мая 1919)
ВЧК при СНК РСФСР (март–апрель 1918)
Дом Союзов / Читальня МОСПС (1924–1929)
Кабинет Сталина в Сенатском дворце
Лефортовская тюрьма
Линейные суды на железнодорожном и водном транспорте
Лубянка, 2
Московская городская прокуратура
Московская губернская прокуратура
Московский городской суд
Московский губернский суд
Московский областной суд (1930–1940-е гг.) / Верховный суд СССР (с 1949)
Московский революционный трибунал
МЧК / УНКВД Москвы и Московской области / Тюрьма московского областного управления НКВД
НКВД РСФСР (1920–1924)
НКВД РСФСР (1924–1930)
НКВД РСФСР (до мая 1919)
НКЮ РСФСР (до 1929) / Московская областная прокуратура (с 1929)
Политбюро ЦК ВКП (б) (1920–1923) / Верховный суд и НКЮ РСФСР (1929–1931)
Политбюро ЦК ВКП (б) (с 1923)
Политехнический музей
Приемная НКВД / МПКК / Помполит
Прокуратура СССР / Верховный суд СССР (с 1934)
Революционный трибунал при ВЦИК / Верхсуд РСФСР
НКВД РСФСР (1920–1924)

Объекты на карте:

НКВД РСФСР

НКВД РСФСР (1920–1924)

Адрес: г. Москва, улица Охотный Ряд, д. 1 к.2 с.2 (ул. Площадь Революции, д. ½, напротив бывш. здания Городской думы, «дом Лобачева», 1-й подъезд от Тверской)

Сферы деятельности

В Положении об НКВД от 24.05.1922 года основные задачи этого наркомата определялись следующим образом:

  • руководство деятельностью местных органов административного управления (в Москве это был Административный отдел Моссовета (АОМС);
  • организация и управление милицией;
  • организация принудительных работ;
  • организация всех видов перевозок (кроме воинских) людских контингентов: военнопленных, беженцев, переселенцев, рабочей силы;
  • руководство городским и сельским благоустройством.

В связи с обязанностями, возложенными на НКВД РСФСР, в Центральном аппарате существовали:

  • Организационно-административное управление. Оно осуществляло прием и выход из российского гражданства, наблюдение за работой местных Советов, осуществление декрета об отделении церкви от государства, запись актов гражданского состояния и проч.
  • Главное управление милиции (ГУМ) состояло из отдела милиции, отдела уголовного розыска и материального отдела. Кроме руководства деятельностью милиции на ГУМ была возложена охрана телеграфа, телефона, почты, водопровода, путей сообщения, станций, пристаней, фабрик, заводов, лесов, складов, а также охрана принудительных концентрационных лагерей.
  • Главное управление принудительных работ (ГУПР) курировало содержание и учет заключенных, распределение по лагерям, а также вело наблюдение за санитарным состоянием лагерей и за снабжением их вещами и продовольствием.
  • Центральное управление по эвакуации населения (Центроэвак) заведовало эвакопунктами и организацией обмена пленными и беженцами;
  • Главное управление коммунального хозяйства отвечало за исполнение декрета о муниципализации жилья, вело учет и распределение жилых помещений, а также руководило предприятиями местного значения (трамвай, водопровод, канализация, бани, прачечные, парикмахерские, похоронные бюро). Благоустройство и пожарное дело относилось к его же ведению.
Принудработники 1920-х

Заключенные московских лагерей первых лет советской власти нередко направлялись на принудительные работы в различные отделы Наркомвнудела. Например, известен такой случай: 

Рапорт 
Заведывающему Управлением Московскими лагерями 
Тов. Вардзиелли 
 
Сегодня около 3 часов дня я обратился к нарядчику рабочих Ново-Песковского лагеря с просьбой дать мне слесаря для того, чтобы вскрыть находящийся в Управлении лагерями несгораемый денежный шкаф, ключи от которо исчезли. Нарядчик был занят в это время другим делом, а ко мне подошел заклбченный Мартынов Тимофей Михайлович, которого я в первый раз видал, и назвался слесарем, вызвался произвести необходимую работу. Обрадовавшись такому случаю, я взял его с собой в Управление лагерями. Прийдя на место показал ему подлежащий вскрытию шкаф. Мартынов снял с себя верхнюю одежду и пиджак и расположился работать, а я направился к Вам доложить о предстоящем вскрытии шкафа. В мое отсутствие Мартынов, справившись у сотрудника тов. Волкова, где находится уборная, прошел туда. Когда я вернулся, мне сообщили, что Мартыьнов вышел. Так как он долго не возвращался, то я поспешил принять меры к его розыску, но ни в уборной, ни в других помещениях Управления Мартынова уже не нашел, так как он, очевидно, бежал. 
 
Мартынов Тимофей Михайлович , из крестьян Калужской губ., Медынского уезда, Одоевской вол., дер Подолино, 26 лет, по профессии слесарь, по приговору МЧК от 31 января 1920 г. присужден к 5- летнему заключению,  преступление не указано. 
 
18 февраля 1920 
Кассир Управления <Подпись>
ГАРФ. Ф.Р-393. Оп. 89. Д.96. Л.81

В 1921 году в НКВД, ГУПР и Центроэвак направлялись на принудработы заключенные Рождественского лагеря, военнопленные поляки 1-ой трудовой дружины, и Ордынского лагеря (ГАРФ. Ф.Р-4042. Оп.1а. Д.28, Л.2–3.).

Сами отделы принудительных работ при НКВД, занимавшиеся распределением заключенных по рабочим местам, располагались в Среднем Спасском переулке, д. 4, на Площади Революции, д. 1/2 и в Малом Знаменском переулке, д.3.

Особая комиссия при НКВД РСФСР

Политбюро предложило ЦИК издать постановление о создании Особого совещания из представителей Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) и НКЮ, которому предоставлялось право, не прибегая к суровому наказанию, заменять его высылкой за границу или в определенные пункты РСФСР (Постановление Политбюро ЦК РКП(б) по докладной записке ГПУ «Об антисоветских группировках среди интеллигенции»).

Для окончательного рассмотрения списков лиц из враждебных советской власти интеллигентских группировок, подлежащих административной высылке, была образована комиссия в составе И.С. Уншлихта, Д.И. Курского и Л.Б. Каменева.

31 июля 1922 года ГПУ был подготовлен и направлен в Политбюро проект постановления, в котором предлагалось создать при НКВД Особое совещание из представителей НКВД и НКЮ с утверждением его состава Президиумом ВЦИК.

В проекте постановления срок административной высылки не мог превышать пяти лет с утратой для высланного активного и пассивного избирательного права на время высылки, причем высылка за границу предполагалась и без указания срока, т.е. до постановления о ее отмене.

10 августа 1922 года Президиум ВЦИК рассмотрел проект постановления и утвердил его в следующем виде:

ВЦИК постановляет:

1. В целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям, в отношении которых испрашивается у Президиума ВЦИК разрешение на изоляцию свыше 2 месяцев, в тех случаях, когда имеется возможность не прибегать к аресту, установить высылку за границу или в определенные местности РСФСР в административном порядке.
2. Рассмотрение вопросов о высылке отдельных лиц возложить на Особую Комиссию при НКВД, действующую под председательством наркома внутренних дел и представителей от НКВД и НКЮ, утверждаемых Президиумом ВЦИК.
3. Постановления о высылке каждого отдельного лица должны сопровождаться подробными указаниями причин высылки.
4. В постановлении о высылке должен указываться район высылки и время ее.
5. Список районов высылки утверждается Президиумом ВЦИК по представлению Комиссии.
6. Срок административной высылки не может превышать 3 лет.
7. Лица, в отношении которых применена административная высылка, лишаются на время высылки активного и пассивного избирательного права.
8. Высланные в известный район поступают под надзор органа ГПУ, определяющего местожительство выселяемого в районе высылки.
9. Побег с места высылки или с пути следования к нему карается по суду, согласно ст. 95 Уголовного Кодекса.

На основе настоящего постановления НКВД издает подробную инструкцию местным органам.

Существенное отличие принятого постановления от проекта заключается в том, что срок наказания был снижен с пяти до трех лет и было изменено название: вместо Особого совещания — Особая комиссия.

Принятие данного постановления дало возможность принимать решительные меры по высылке социально чуждых элементов. Были подготовлены списки, которые Политбюро утвердило. После чего и состоялось широко известное выселение интеллигенции в 1922 году за границу.

Рапорт на имя зампреда ГПУ И.С. Уншлихта о состоянии операции по высылке и сопроводительная записка о пересылке рапорта В.И.Ленину. 23 августа 1922 г.

Рапорт на имя зампреда ГПУ И.С. Уншлихта о состоянии операции по высылке и сопроводительная записка о пересылке рапорта В.И. Ленину. 23 августа 1922 г. Фото:

Народными комиссарами внутренних дел РСФСР поочередно были:

— А.И. Рыков (1917);
— Г.И. Петровский (1917–1919);
— Ф.Э. Дзержинский (1919–1923);
— А.Г. Белобородов (1923–1927).

В дополнение и развитие предыдущего постановления ВЦИК о порядке высылки лиц, признаваемых социально опасными, образованной согласно декрету о высылке Комиссии при НКВД предоставлялось право высылать и заключать в лагерь принудительных работ на месте высылки на срок не более трех лет деятелей антисоветских политических партий (ст. 60, 61, 62 УК РСФСР) и лиц, дважды судившихся за преступления, предусмотренные ст. 76, 85, 93, 140, 170, 171, 176, 180, 182, 184, 189, 190, 191 и 220 УК РСФСР.

 
Приказы Ново-Песковского лагеря, акты обследований состояния лагеря, переписка с ним о побегах, содержании и приеме заключенных (ГАРФ. Ф. Р393. Оп. 89. Д. 98)