Места принятия решений
Вводная статья
Верховный суд и Прокуратура РСФСР / НКЮ СССР
Верховный суд СССР (1924–1934)
Военная коллегия Верховного суда / ОКБ в ЭКУ ОГПУ
Военно-революционный трибунал при Революционном военном совете Республики
Военный трибунал Московского военного округа
ВЧК при СНК РСФСР (до мая 1919)
ВЧК при СНК РСФСР (март–апрель 1918)
Дом Союзов / Читальня МОСПС (1924–1929)
Кабинет Сталина в Сенатском дворце
Лефортовская тюрьма
Линейные суды на железнодорожном и водном транспорте
Лубянка, 2
Московская городская прокуратура
Московская губернская прокуратура
Московский городской суд
Московский губернский суд
Московский областной суд (1930–1940-е гг.) / Верховный суд СССР (с 1949)
Московский революционный трибунал
МЧК / УНКВД Москвы и Московской области / Тюрьма московского областного управления НКВД
НКВД РСФСР (1920–1924)
НКВД РСФСР (1924–1930)
НКВД РСФСР (до мая 1919)
НКЮ РСФСР (до 1929) / Московская областная прокуратура (с 1929)
Политбюро ЦК ВКП (б) (1920–1923) / Верховный суд и НКЮ РСФСР (1929–1931)
Политбюро ЦК ВКП (б) (с 1923)
Политехнический музей
Приемная НКВД / МПКК / Помполит
Прокуратура СССР / Верховный суд СССР (с 1934)
Революционный трибунал при ВЦИК / Верхсуд РСФСР
НКВД РСФСР (1924–1930)

Объекты на карте:

НКВД РСФСР
НКВД РСФСР

НКВД РСФСР (1924–1930)

Адрес: г. Москва,  ул. Ильинка, дд. 21, 23с1 (ул. Ильинка, д. 21а, западный флигель Северного страхового общества; в 1930 — Восточный флигель, ул. Ильинка, д. 23)

НКВД РСФСР. Ильинка, д. 21а

НКВД РСФСР. Ильинка, д. 21а

Сужение полномочий

В ноябре 1923 года после образования Союза ССР ОГПУ при СНК СССР органы государственной безопасности были выведены из состава НКВД. В октябре 1924 года из ведения НКВД была изъята функция приема иностранцев в гражданство РСФСР и выдачи разрешения на выход из российского гражданства.

Всесоюзного наркомата внутренних дел образовано не было, поэтому с июля 1924 года стали проводить Всесоюзные совещания наркомов внутренних дел союзных республик, на которых обсуждали преимущественно координацию действий в поимке преступников, работе органов милиции и уголовного розыска.

28 марта 1927 года было утверждено положение об НКВД РСФСР, по которому он осуществлял в основном функции общего административного надзора и охраны порядка и безопасности. К этому времени в ведении наркомата находились милиция, уголовный розыск, ЗАГСы, коммунальное дело и места заключения. Наркомат руководил проведением в жизнь постановлений и распоряжений правительства по общему администрированию и установлению охраны революционного порядка и общественной безопасности, выдавал гражданские заграничные паспорта и визы на выезд граждан за пределы СССР, ведал регистрацией актов гражданского состояния, осуществлял административный надзор за торговлей специальными предметами и материалами, наблюдал за деятельностью низового аппарата. На наркомат возлагалась непосредственная работа в области розыска и дознания по уголовным преступлениям, регистрация и учёт преступников, изучение преступности, разработка всех вопросов исправительно-трудовой политики.

Главное управление местами заключения

На протяжении всего существования советской власти статистика количества заключенных в местах лишения свободы противоречила главной мысли большевиков о том, что ни заключенных, ни тюрем в советском государстве вскоре не будет. Складывающееся положение дел не могло не влиять на судебные решения и приговоры.

К началу 1923 года в НКВД РСФСР были сосредоточены все места заключения: основная часть срочных и подследственных заключенных содержалась в учреждениях ГУМЗа НКВД, часть подследственных находилась в арестных помещениях Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД. Небольшое число тюрем и лагерей подчинялось ГПУ НКВД РСФСР. Автономные республики имели собственные управления местами заключения, подчиненные местным наркоматам внутренних дел и неподведомственные НКВД РСФСР. Лагеря принудительных работ и концентрационные лагеря в течение 1923 года были ликвидированы. В апреле 1923 года в ГУМЗ из милиции были переданы арестные дома.

Число заключенных в местах лишения свободы, подведомственных республиканским ГУМЗам, неуклонно росло:

  • в октябре 1924 года — 77 784,
  • октябре 1925 года — 92 947,
  • июле 1926 года — 122 665,
  • июле 1927 года — 111 202 (без учета заключенных Дальневосточного края).

Так, осенью 1927 года была объявлена приуроченная к десятилетию Октябрьской революции широкая амнистия, которая должна была резко уменьшить число заключенных. С середины ноября 1927 года до конца февраля 1928 года по амнистии из мест заключения в РСФСР было освобождено около 51 000 человек. В марте 1928 года правительственная инструкция фактически потребовала от народных судов осуждать мелких преступников к принудительным работам без содержания под стражей. В результате доля осужденных к принудительным работам в общем числе осужденных народными судами (т.е. без учета «осужденных» органами ОГПУ) возросла с 15,3% в первой половине 1928 года до 57,7% во второй половине 1929 года и оставалась выше 50% в первой половине 1930 года. Давление на судей было такое, что в 1930 году 20% всех убийц, 31% насильников, 46,2% грабителей и 69,7% воров были осуждены к принудительным работам без содержания под стражей.

Однако к концу срока действия амнистии (на 1 ноября 1928 года), когда число досрочно освобожденных достигло 58 654 человек, в ГУМЗе НКВД РСФСР содержалось 111 962 заключенных, что даже больше, чем летом 1927 года.

Плакат, 1924 г.

Плакат, 1924 г.

С переходом на политику индустриализации ГУМЗы включились в выполнение пятилетнего плана. В конце октября 1929 года Всесоюзная конференция работников республиканских ГУМЗов предложила посылать заключенных в районы, куда не хотели ехать вольнонаемные рабочие, и на работы, которых последние избегали. Резолюция подчеркнула особую важность лесоповальных работ. Ширвиндт заявил, что труд на таких объектах пятилетки будет способствовать перевоспитанию заключенных в большей степени, чем раньше, так как заключенные станут не соперниками вольнонаемных рабочих, а частью всего трудового коллектива страны.

Однако интеграция труда содержащихся в учреждениях ГУМЗ проходила не слишком успешно: эффективность труда заключенных уже в начале становления исправительно-трудового дела оставляла желать лучшего. В итоге, когда 15 декабря 1930 года совместным декретом СНК СССР и ЦИК республиканские НКВД были ликвидированы, подведомственные ГУМЗам места заключения передали республиканским НКЮ.

Конфликт с ОГПУ и ликвидация НКВД

С 30 августа 1923-го по 3 декабря 1927 года народным комиссаром внутренних дел РСФСР был Александр Георгиевич Белобородов. За принадлежность к левой оппозиции он был исключен из ВКП (б) в ноябре 1927 года, уволен из НКВД и приговорен Особым совещанием при ОГПУ к высылке в Архангельск. После заявлений о разрыве с троцкизмом Белобородов был восстановлен в партии в 1930 году, однако до своего ареста в 1936-м находился на рядовой должности в Комитете заготовок при ВСНХ. Его место занял Толмачев, не слишком подходящий для руководства столь крупным наркоматом (Толмачев также был репрессирован в годы Большого террора).

Кадровые неурядицы только способствовали развалу НКВД, который очевидно проигрывал ОГПУ в деле как борьбы с преступностью, так и интеграции заключенных в пятилетные планы развития хозяйства.

Лидеры оппозиции в 1927 году незадолго до их высылки из Москвы. Сидят слева направо: Л. Серебряков, К. Радек, Л. Троцкий, М. Богуславский и Е. Преображенский; стоят: Х. Раковский, Я. Дробнис, А. Белобородов и Л. Сосновский. Фото: wikipedia.org

15 декабря 1930 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик». После упразднения наркомата на базе управлений коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска были учреждены одноименные управления непосредственно при СНК РСФСР, в частности Главное управление милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР. Одновременно ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», на основе которого ОГПУ и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения работников милиции и уголовного розыска, но и использования в своих целях их гласного состава и негласной агентурной сети. Таким образом, ОГПУ одержало победу в борьбе за руководство не только исправительно-трудовым делом, но и милицией.

Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 – декабрь 1991 г. М., 1995
МВД России. Энциклопедия. М., 2002
Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е rоды. М.: РОССПЭН, 1996
Яковлев А.Н., Кокурин А.И., Петров Н.В. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917–1991. М.: МФД, 2003