Адрес: г. Москва, Сретенский б-р, д. 6
В первой половине 1920-х годов Наркомат просвещения РСФСР и его отделы, а также Политическое управление Реввоенсовета Республики находились по данному адресу, занимая одно из самых красивых зданий Москвы — доходный дом, до революции принадлежащий страховому обществу «Россия».
Сретенский бульвар. Дома Страхового общества «Россия». Начало 20 в. Фото: oldmos.ru
Дом, который фактически занимает целый квартал, состоит из двух корпусов, построенных в 1899–1902 годах архитекторами
В Доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3.8 м. до 4.2 м. <…> В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. <.>Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция <…> Питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров. В Доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечные.
Несмотря на то, что часть архитектурного оформления дома не сохранилась до наших дней, оставшиеся украшения его фасадов — саламандры, летучие мыши, греческие богини, макаруны — сделали его одним из самых известных домов столицы. Знаменитый архитектор Ле Корбюзье в один из своих приездов в Москву назвал его одним из самых красивых в Москве.
В советские годы часть квартир дома была разделена и превращена в коммунальные квартиры, а часть помещений отдана различным учреждениям.
Наркомат просвещения РСФСР был сформирован к концу 1917 года. В его ведение вошло централизованное руководство фактически всеми отраслями
Первым наркомом просвещения стал активный участник Февральской революции, писатель и переводчик Анатолий Васильевич Луначарский (1975–1933), «Миноносец „Легкомысленный“», как называл его Владимир Ильич Ленин, один из самых неоднозначных государственных деятелей страны. В Наркомате просвещения также работала Надежда Константиновна Крупская, жена
В конце 1920 — начале 1921 годов заключенные Ордынского лагеря посылались на принудительные работы с распределением в Наркомпрос (ГАР
В 1925 году Наркомпрос переезжает в дом № 6 по Чистопрудному бульвару.
Луначарский работал наркомом до 1929 года, затем его сменил Андрей Сергеевич Бубнов (арестован в 1937 году, в
Главный комитет
На комитет было возложено руководство
В 1921 году узники Покровского лагеря были в рабочих камандировках с распределением в Главпрофобр (ГАР
По распределению этой же организации при НКП РСФСР заключенные Покровского лагеря также работали по адресу: ул. Поварская, дом № 41.
В 1921 году принудработники 1-ой Трудовой дружины Рождественского концентрационного лагеря работали в Политуправе Республики, находящемся также по адресу: Сретенский бульвар, дом № 6 (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д.28. Л. 2–3). Политическое управление Революционного Военного Совета Республики (ПУР РВСР) было центральным военно-политическим органом, руководящим партийно-политической работой в Вооруженных Силах.
Новый ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. М.: Госиздат. 1927. № 6. Источник:
Существовавшее с 1918 года Всероссийское бюро военных комиссаров в апреле 1919 года было преобразовано в Политический отдел РВСР, который с 15 мая этого же года стал именоваться Политическим управлением РВС Республики. В годы Гражданской войны ПУР возглавлял работу политорганов, мобилизируя армейских коммунистов на «разгром белогвардейцев и интервентов» (БСЭ. С. 573). С 1924 года орган стал называться Политуправлением Красной Армии (ПУР РККА). Первым председателем Революционного Военного Совета Республики был Лев Троцкий, в 1925 году — Михаил Фрунзе, а затем — Климент Ворошилов, который вместе с Иосифом Сталиным визировал «расстрельные списки» (stalin.memo.ru).
Адрес: г. Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 7
В 1920 году заключенные московского Покровского концентрационного лагеря работали в Фото-кино отделе Наркомата просвещения РСФСР, находящемся по данному адресу (ГАФР Ф.Р393 Оп.89. Д.259 Л.16.).
Данный отдел в составе НКП существовал с 1918 года, c 1919 года его полное название - Всероссийский Фото-Кино Отдел Наркомпроса РСФСР. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года вся фотографическая и кинематографическая промышленность в стране была национализирована.
Фото-Кино Отдел НКП размещался в старомосковском особняке, заложенном еще в середине 18 века.
Четырёхэтажным он [особняк — прим. ред.] был не всегда. Полагают, что два первых его этажа остались от XVIII века. Любопытные сохранились сведения о его хозяевах.
В начале XIX века ими были сыновья Фёдора Орлова, одного из братьев Орловых, которые возвели на русский трон Екатерину II. В1880-м особняк приобрёл известный в Москве богачГ. М. Лианозов , который обратился к архитекторуИ. П. Херодинову , и тот изменил фасад здания и возвёл левую и правую пристройки. Незадолго до1917-го года особняк арендовал Чибрарио де Годен, представлявший в Москве кинофирму«Транс-Атлантик» . Вот когда он (особняк) оказался связанным с кинематографией. При большевиках с1918-го года здесь располагались сначала кинофотоотдел при Наркомпросе, а потом Совкино, после него (но это уже через много лет) — Министерство кинематографии. Надстроили особняк в1925-м году. Наверху изобразили рабочего с молотом и с катушкой киноплёнки в руках.
Вспоминает Нелли Морозова, которая работала редактором Сценарно-постановочного отдела Министерства кинематографии СССР:
Судьба каждого сценария и фильма зависела от этого верховного судилища. <…>
Министерство помещалось в бывшем особняке миллионера Лианозова. Худсовет заседал в парадном зале. Стол, покрытый зеленым сукном, образовывал букву «Т». Во главе восседал председатель Ильичев, члены совета – друг против друга. За отдельным столом слева от Ильичева – министр Большаков. Это была продуманная позиция: не рядом с Ильичевым, а отдельно, как бы не ставя точки на «i» в иерархии власти. Справа столик стенографисток.
У стены на диване и нескольких стульях лицом ко всей длине зала и судилищу жались редактура и авторы, сценаристы и режиссеры, лица которых были белее мраморных ступеней, ведущих в зал. Нередко дело кончалось обмороками и нашатырным спиртом в тесной редакторской каморке или в малом кабинете Большакова, если автор был именитый. А иногда и домашним инфарктом. <…>
Ибо только один человек в стране волен был определять идеологическую стерильность любого произведения искусства.
Сегодня здание принадлежит Министерству культуры Российской Федерации.