Адрес: г. Москва, ул. Свободы, д. 35
В конце 1930-х годов на территории Тушинского авиамоторного завода действовало конструкторское бюро ОТБ-82, в котором работали заключенные специалисты по моторостроению. После войны завод начал выпускать гражданскую продукцию, например, троллейбусы и трамваи, а в 1950-е — и оборонную технику, и оборудование для сельского хозяйства. Сегодня на территории завода работает музей, рассказывающий об истории завода с 1932 года.
Фасад административного корпуса Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ). Фото:
Строительство авиамоторного завода стартовало в ноябре 1931 года, 5 мая 1932 года он начал свою работу. Первая запущенная в серийное производство модель самолета —
В 1935 году начался выпуск восьмиместного самолета
В 1936 году завод был переведен в ведение Наркомтяжпрома как авиамоторный завод № 82, что дало название ОТБ, действовавшему в конце
Модель пассажирского самолета «Сталь-2». Фото:
После возвращения из эвакуации, в марте 1942 года, в Тушине началась работа по восстановлению завода. Был создан ряд новых производств, цехов и конвейерных линий. Сюда направлялось новое оборудование, материалы, квалифицированные рабочие и
Сразу после окончания войны завод начал выпуск гражданской продукции. Было налажено производство такси, несколько десятков которых работали в Москве.
Завод также участвовал в восстановлении городского транспорта столицы. По государственному заказу на заводе осуществлялся ремонт старых троллейбусов ярославского производства с деревянным кузовом. В начале 1946 года завод приступил к производству кузовов автобусов. К
К маю 1950 года завод изготовил 1400 троллейбусов и 520 трамваев. В течение пяти лет троллейбусы поставлялись не только в Москву, но и во все крупные города и столицы союзных республик, а также в столицы социалистических стран — Будапешт, Прагу, Софию и другие.
В соответствии с приказом министра авиапромышленности 3 мая 1950 года производство гражданской продукции было прекращено, и завод приступил к освоению производства
Параллельно на заводе выпускалась и другая спецтехника. В 1951–1965 годах осваивались и выпускались новейшие виды оборонной техники (двигатели, ускорители, передвижные автоматизированные контрольные станции, аэросани и пр.). Выпускалась и гражданская продукция: экскаваторы «Беларусь», жатки, другое оборудование для сельского хозяйства.
Современная территория завода занимает глухой и массивный прямоугольник, схваченный улицами Свободы, Фабрициуса, Новопоселковой и Лодочной. На этой территории действуют
Очаг пожара на Тушинском машиностроительном заводе на
«В очаге пожара находились 19 бочек с техническим маслом емкостью по 500 л каждая, причина возгорания будет установлена после проведения соответствующих экспертиз
Пожар складов на Тушинском машзаводе 10 декабря 2015 года. Фото:
По сведениям агентства «Интерфакс», здание склада на
Позже источник сказал, что площадь пожара на складе на
В репортаже отмечается, что это был крупнейший пожар, случившийся в Москве за четверть века.
Секретное конструкторское бюро на территории завода начало действовать до официального утверждения его работы. Такой сюжет был общим для большинства шарашек, существующих в Советском Союзе: сначала нащупывался механизм организации работы заключенных, затем издавался приказ об институциональном закреплении этой практики.
КБ-1
Валентин Симоненков в своей книге «Шарашки. Инновационный проект Сталина» отмечает, что секретная шарашка на Тушинском заводе появилась еще в
В «программном» документе 1939 года о создании Особого технического бюро в его составе числилась группа по внедрению в серию авиадизеля
На территории завода в производственном корпусе «Г» были оборудованы специальные помещения для работы заключенных мотористов и двигателистов. Конструкторское бюро получило название по номеру завода —
Руководство над заключенными специалистами осуществлял бывший директор опытного завода ЦИАМ
Из-за неудач с запуском в серийное производство аналогов дизелей Jumo-204 на Тушинском заводе № 82 главный конструктор шарашки КБ-1 Шумилин Афанасий Антипович (бывший директор завода ЦИАМ) 7 февраля 1938 года был арестован.
Расследованием следственных органов было установлено, что
Шумилин Афанасий Антипович являлся участником к/р шпионско-диверсионной организации. И еще в феврале 1933 г. был завербован агентом Гестапо Шварцем в период поездки в Германию в составе закупочной делегации по авиационным моторам. Последующие годы он занимался шпионско-вредительской деятельностью, с целью срыва строительства авиамоторов и ослабления авиации на случай войны.
На первых же допросах в апреле 1938 года в Таганской тюрьме Шумилин А. А. чистосердечно признался во всех инкриминируемых ему преступлениях.
Следственное дело № 8984 по обвинению Шумилина Афанасия Антиповича по ст. 58 пп. 6, 7, 9 и 11 УК РСФСР передано в Особое совещание при НКВД СССР.
До вынесения приговора Шумилин снова был направлен для работы на Тушинский завод № 82, но во вновь созданную шарашку ОТБ-82 по созданию дизельных авиамоторов под руководством главного конструктора Чаромского.
28–30 мая 1940 года выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР в закрытом заседании осудила (оптом) свыше 200 заключенных шарашек ОТБ-82 и ЦКБ-39, в числе которых получил свои 10 лет лишения свободы и Шумилин. Ну и, как положено, 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества.
И только 17 июня 1942 года по ходатайству главного конструктора шарашки ОТБ-82 Чаромского за достигнутые успехи в создании дизелей АЧ-30Б решением президиума ВС СССР Шумилин был досрочно освобожден со снятием судимости. (ГАРФ. Ф. 10035. П-64140)
В тушинскую шарашку в группу Глушко по разработке двигателей был направлен и Сергей Королев. Но в «Бутырке» его «перехватил» Туполев.
На Тушинском заводе № 82 работала конструкторская группа Валентина Глушко.
В январе 1934 года будущий академик и знаменитый конструктор ракетных двигателей Валентин Петрович Глушко был назначен начальником сектора РНИИ Наркомата обороны. Проводились интенсивные испытания жидкостных ракетных двигателей нового типа. Им были написаны не только отчеты, но и статьи по ракетной технике.
23 марта 1938 года Глушко был арестован. Созданный Тухачевским РНИИ подвергся в 1937–1938 годах кардинальной чистке. Кроме того, на Глушко поступил донос, в котором содержалось обвинение в растрате государственных средств. Во время следствия в одной камере с Валентином Глушко находился Борис Стечкин, который посоветовал Глушко подать прошение об использовании его как специалиста по созданию необходимых стране вооружений. Так Глушко направили на Тушинский авиамоторный завод № 82, где формировалось
В соответствии с договоренностью с Чаромским Глушко занялся разработкой проекта вспомогательной установки ЖРД на самолетах
В 1941 году Тушинский моторостроительный завод № 82 был эвакуирован в Казань, а вместе с ним была эвакуирована и
Именно в Казани, на моторном заводе № 16, Валентин Глушко смог организовать специальное
Памятники конструктору установлены в Одессе, Москве (аллея Космонавтов), на Байконуре.
Глушко входил в «первую шестерку главных» — Совет главных конструкторов. Это неформальный совет по развитию ракетной отрасли СССР под руководством Сергея Королева объединял главных конструкторов основных предприятий, участвовавших в
Острый конфликт между Королевым и Глушко возник не без помощи Василия Мишина,
где-то в шестидесятом году. Но до этого со времен их работы вНИИ-3 , потом в Казани, в Германии при создании всех ракет до «семерки» включительно они были единомышленниками…
У Глушко нет ни королевского артистизма, ни таланта полководца. Если бы не его целенаправленное увлечение с молодых лет ракетными двигателями ради межпланетных полетов, он мог быть ученым, даже одиночкой: астрономом, химиком, радиофизиком, не знаю кем еще, но очень увлеченным. Разработав новую теорию очень детально, он не отступится от своих принципов, будет их защищать со всей страстью.
В истории им обоим было суждено стать главными конструкторами. До этого они вместе прошли школу «врагов народа». Это их сближало. Однако в Казани Королеву, даже заключенному, трудно было признавать власть тоже заключенного главного конструктора Глушко. В Германию, после освобождения, оба командируются одновременно. Но Глушко — в чине полковника, а Королев — в чине подполковника. Потом Королев формально становится над Глушко. Он — головной главный конструктор, он — технический руководитель всех Госкомиссий, он — глава Совета главных конструкторов. Королев властолюбив. Глушко честолюбив. Когда хоронили Королева, мы вместе выходили из Дома союзов. Глушко совершенно серьезно сказал: «Я готов через год умереть, если будут такие же похороны».
Глушко работает не щадя сил, но мечтает о славе, даже посмертной. Королев тоже не щадил сил, но ему нужна была слава при жизни.
Дата основания музея —
Информация о музее с сайта «Музеи России»:
Музей отражает историю Тушинского машиностроительного завода, созданного в 1932 году с целью освоения новейших образцов авиационной техники. История завода — часть истории развития авиации страны.
Кроме авиакосмической тематики, музей отражает главные направления перспективного развития завода: изготовление городского автобуса нового поколения большой вместимости и микроавтобусов; ветроэнергетических установок промышленного применения, а также расширение выпуска номенклатуры продукции на уровне международных стандартов. Отражены успехи в области освоения и использования новой техники и технологий. Уделено внимание и вопросамсоциально-бытовых условий трудящихся.
Экспозиция музея ТМЗ. Фото: