Адрес: г. Москва, ул. Радио, д. 24
Здание КОСОС ЦАГИ. Фото:
Авиастроение находилось в приоритете среди задач созданного в январе 1939 года Особого технического бюро. Арестованные в 1937–38 годах крупнейшие русские авиационные специалисты были направлены на работы в
Предыстория
В декабре 1918 года начал свою деятельность единственный в своем роде отраслевой институт — научная база самолетостроения — Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Институт возглавил Н. Е. Жуковский (председатель коллегии), а его первым помощником и одновременно начальником авиационного отдела стал А. Н. Туполев. Он сразу взял в свои руки организацию Института, претворяя в жизнь идеи Жуковкого. В результате создается институт, способный не только давать научные рекомендации, но и непосредственно руководить развитием отрасли. С самого начала в ЦАГИ развивались различные науки: о легких авиационных сплавах, их коррозии и защите от неё; об авиационных моторах; о прочности авиационных конструкций; о методике летных испытаний и многие другие.
В 1922 году при ЦАГИ была организована комиссия по постройке металлических самолетов, председателем которой был назначен
В 1936 году конструкторский отдел СОС (КОСОС) и завод опытных конструкций (ЗОК) были выделены из ЦАГИ и образовали авиазавод № 156 Наркомтяжпрома.
Туполев был арестован в 1937 году по обвинению в шпионаже. После этого последовал арест специалистов, работавших в его КБ.
В конце 1938 — начале 1939 года в Болшево, как раз туда, где в 1931 году снимался пропагандистский фильм «Путевка в жизнь», начали прибывать
Конструкторские группы
В тот момент, когда Кербер попал в КОСОС, бюро включало в себя три самостоятельных бюро:
Вся деятельность
Командовал
Все руководители от НКВД, по словам Кербера, были технически совершенно не образованы. В отличие от самих заключенных инженеров.
Выписка из протокола по делу В. Глушко. Фото:
Кроме НКВДешных «главных», заключенных
Нужно также отметить, что начальство активно пыталось создать охрану из самих же заключенных. Ведь «дело провокации и сыска было поставлено в ЦКБ-29 воистину на космическую высоту».
Однако никаких условий для опытного производства в Болшевской колонии, естественно, не имелось. Поэтому вскоре заключенных перевели в Москву, на завод № 156 на ул. Радио, где прежде находились ОКБ и производственная база
Новая организация получила название
Руководителем, а точнее — главным надзирателем в
Условия жизни в
Собственно тюрьма, в которой протекала наша внеслужебная жизнь, занимала три верхних этажа на ул. Радио. Здесь располагались три большие спальни, выходившие окнами во двор, столовая, кухня, санчасть и обезьянник. Многочисленные помещения администрации и охраны выходили окнами на улицу. Три этих этажа сообщались с остальными, где мы работали, одной внутренней лестницей. Карцера своего мы не имели и провинившихся возили в Бутырки.
Будили нас в 7 утра, время до 8 отводилось на уборку спален, умывание, бритье, физзарядкуи т. д. С 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дня, когда мы шли обедать. С 2 до 7 опять работа, затем отдых до 8, ужин и свободное время до 11, когда гасили свет. Проверка производилась ночью, в кроватях, когда мы спали.
Ближе к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до12 . Кормили достаточно хорошо, на завтрак — кефир, чай, масло, каша; обед из двух блюд и компота; на ужин — горячее блюдо, кефир, масло, чай. Для работавших после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб.
После лагерей такое питание напоминало Лукулловы пиршества, и без физического труда и прогулок арестанты стали округляться.
При тюрьме была лавочка, где раз в неделю на деньги, передаваемые родственниками, можно было приобрести туалетное мыло, одеколон, лезвия для бритья, конфеты.
Изоляция заключенных от внешнего мира была продумана отлично. И днем и ночью мы всегда находились под бдительным оком. Стерегли нас две охраны: внутри профессионалы — тюремщики из Бутырок, снаружи войска НКВД. Первая цепочка состояла из постоянно дежурившего на лестничной площадке пятого этажа попки. Он не столько окарауливал нас, сколько следил за тем, чтобы в спальни случайно не забрелкакой-нибудь «вольняга». Второй мощный заслон из трех вооруженных пистолетами попок стоял у единственной двери на3-м этаже, соединяющей территорию ЦКБ с другими помещениями здания. Кроме того, по всем коридорам ЦКБ, изредка заглядывая в комнаты, весь день прохаживались попки, одетые в штатское. С 11 вечера и до 8 утра их количество уменьшалось до одного на этаж, но зато выставлялись посты в коридорах у каждой спальни. Третья линия охраняла все входы и выходы с территории завода, патрулировала внутри двора и вдоль заборов. Пообвыкнув и присмотревшись, мы обнаружили и четвертую линию охраны, джентльменов в штатском, днем и ночью прогуливавшихся по ул. Радио и по набережной р. Яузы под окнами нашего здания [10, с. 44–45].
Во время работы к каждому из арестованных конструкторов был приставлен специальный охранник, который должен был следить, чтобы «враг» не говорил ни о чем лишнем с вольнонаемными или, не дай бог, не передал бы через них записки на волю.Из-за этого рабочие помещения были переполнены народом и напоминали вавилонское столпотворение. Все это, конечно, мешало нормальной трудовой деятельности. Но арестованные старались как могли — ведь им было обещано, что после успешного испытания запроектированных самолетов их отпустят домой.
Когда началась война, все оставшиеся в ЦКБ заключённые начали всерьёз опасаться за свою судьбу. По их логике, их обязательно должны были распустить: как «шпионы» (Туполева, в частности, обвинили именно в том, что он продавал чертежи своих самолётов немецким спецслужбам, что подтверждалось тем, что немецкий самолет был очень похож на его) могут проектировать самолёты для Советской державы?
Трудно передать состояние, которое нас охватило, — это крах, все развалилось и погибло. Растерянные зэки совершенно не знают, что делать, что их ждет. Ложимся мы запоздно, уверенные, что ЦКБ раскассируют и всех разошлют по лагерям. Думается, это не было стадной паникой, нет, скорее, железной логикой. Нельзя же в самом деле предположить, что новейшее оружие для борьбы с врагом проектируют и строят те самые государственные преступники, которые совсем недавно продавали чертежи этого оружия — и не
кому-нибудь , а немцам!
Однако их опасения не оправдались.
В конце июля 1941 года
Следующая партия зэков была освобождена в Омске весной 1942 года. В 1943 году сильно поредевшая шарага была реэвакуирована в Москву, но уже на завод 488 в Ростокино. Остальные зэки этой шараги были освобождены в 1945 году. Некоторые члены туполевской шараги были перемещены в лагеря, но о них Кербер никаких сведений не имеет. Ещё ранее в своей работе он отмечает, то «периодически некоторых членов ЦКБ перемещали в Бутырки, возвращали в лагерь. Однако точных сведений относительно этих перемещений Кербер не даёт, объясняя это тем, что «арестантская память всего болезненнее реагировала на всякого рода перемещения заключенных».
При этом, освобождённых членов
Первых заключенных — инженеров из
Через день освобожденные вернулись на завод, но уже в другом статусе. Путилов, Изаксон, Минкнер,
В конце июля 1941 года освободили А.Н. Туполева. Примерно через неделю после прибытия в Омск освободили заключенных КБ 103 и оставшихся «петляковцев». То же самое произошло и с Мясищевым, Томашевичем, Склянским, которых разместили за рекой Иртыш в поселке (?) Куломзино.
Следующая партия зэков была освобождена в Омске весной 1942 года. В 1943 году сильно поредевшая шарага была реэвакуирована в Москву, но уже на завод № 488 в Ростокино. Остальные зэки из этой шараги были освобождены в 1945 году. Некоторые члены туполевской шараги были перемещены в лагеря, но о них Кербер никаких сведений не имеет. Еще ранее в своей работе он отмечает, то «периодически некоторых членов ЦКБ перемещали в Бутырки, возвращали в лагерь. Однако точных сведений относительно этих перемещений Кербер не дает, объясняя это тем, что «арестантская память всего болезненнее реагировала на всякого рода перемещения заключенных».
При этом освобожденных членов
В 1937 году обвинен в передаче чертежей французской разведке и в том, что он возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности. Получил 15 лет с поражением в политических правах. Весь состав его команды. Имя Туполева стерто из истории авиапромышленности. АНТы переименованы в ЦАГИ.
Лубянка в одиночной камере. Бутырка, многочисленные допросы в течение одного года. Идея создать самолет в перерывах между допросами.
Андрей Николаевич Туполев. Фото:
Леонид Львович Кербер всю свою трудовую жизнь связал с авиацией. В 1927 году окончил службу в Красной армии, после чего поступил в НИИС РККА, где занимался разработкой оборудования для дальней связи. В частности, он участвовал в создании и испытаниях оборудования для рекордного полета экипажей Чкалова и Громова через Северный полюс в Америку летом 1937 года. Он монтировал это оборудование на самолетах, обучал пользованию им членов экипажа и затем, в период полетов, обеспечивал радиосвязь самолетов с Москвой.
В августе 1937 года он должен был в качестве
После года работы в лагере строгого режима, где он чуть не погибает от голода, холода и ужасных условий жизни, прекрасно описанных
С мая 1941 года, после того как его реабилитировали и освободили из заключения, он продолжает работать в ОКБ, уезжает в эвакуацию в город Омск, возвращается в 1943 году в Москву и до конца своей трудовой деятельности (он вышел на пенсию в 1968 году) работает в ОКБ
Леонид Львович Кербер — носитель множества почетных советских статусов: доктор технических наук, заместитель генерального конструктора, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, награжденный двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медалями.
Документальный фильм с воспоминаниями коллег по КБ Бартини и кинохроникой, включающей показы полетов самолетов, спроектированных под его руководством.
Студия «Крылья России», 2005 год. По заказу ФГУП ГТК «Телеканал "Россия"»
Одним из источников информации об истории
Первое издание «Туполевской шараги» было выпущено в 1971 году в Югославии. В первом издании книги указан автор — А. Шарагин, во втором — Г. Озеров.
Книга
Однако Кербер был
Однако по прошествии некоторого времени автора, всю жизнь проработавшего в авиации,
— Да что Вы, разве такая есть? — спросил Кербер невинно. — А Вам она понравилась?
— Замечательно интересно, но, к сожалению, рукопись пришлось отдать.
— А автор, конечно, неизвестен?
— Ну разумеется!
Кербер вернулся домой несколько смущенный: черт знает, может, и докопаются? А разоблачение автора даже по тем временам грозило не только неприятностями, а просто арестом и новым сроком; при желании его можно было привлечь не только за клевету, но и за разглашение государственной тайны!
В начале 19
Л. Л. Кербер. Фото:
Приблизительно в это время один знакомый летчик показал ему небольшую книжку, тайно привезенную из Франции. Это была книга «В Туполевской шараге», изданная на русском языке в издательстве «Посев» — слово в слово перепечатанная с рукописи, конечно, без фамилии автора (это глава 3 настоящей книги). И тут, несмотря ни на что, Леонид Львович обрадовался: да, теперь эта история не пропадет, пусть не сейчас, но она попадет в Россию. Кто и как ее передал, неизвестно, но она есть и она вернется!
В 1988 году, когда пришло время перестройки, Леонид Львович уже сам, немного смягчив некоторые места, опубликовал свою «Шарагу» в нескольких номерах журнала «Изобретатель и рационализатор» (1988 и 1989 годы) под названием «А дело шло к войне…». Постепенно обрастая дополнениями, вставками, новыми подробностями, выйдя за первоначальные рамки истории военной поры и пополнившись материалами о ранних годах Андрея Николаевича Туполева, о его работах в послевоенный период, а также большим количеством иллюстративного материала, включающего уникальные кадры, который стал доступен для опубликования только в самое последнее время, она превратилась в ту книгу, которую теперь держит в руках читатель.
В 1999 году Михаилом Леонидовичем Кербером, сыном