После того как заключенные построили аэродром в Монине, лагерь переехал на Медвежьи озера.
Аэродром Чкаловский. 2010 г. Фото:
В списках строек Управления аэродромного строительства Монинский аэродром назывался «строительством 1746».
Лагерь в Монине существовал несколько месяцев. Проверка в лагерях, проведенная в августе, отметила трехъярусные нары в ОЛП <при строительстве> 1746. Трехъярусные нары были лучше, чем сплошные, на которых у заключенного не было отдельного места, но хуже, чем более устойчивые и гигиеничные двухъярусные, которые имелись в большинстве мест заключения Управления исправительных лагерей Московской области. В Монинском лагере не было бани, дезкамеры, и у него единственного «совершенно нет» столовой. Кроме того, в лагере не хватало кипяченой воды, а больных брюшным тифом было больше, чем в любом другом лагере Московской области в 1943 году.
Первого января 1944 года в лагере находились 207 заключенных.
После того как строительство в Монине было закончено, ГОКО (Государственный объединенный комитет обороны) издал 11 мая приказ о «перебазировании всего хозяйства и личного состава строительства 1746 из Монино в Медвежьи озера».
Первые месяцы «перебазирование» происходило одновременно со строительством аэродрома. Объясняя в отчете превышение расходов, его автор ссылался на то, что «из-за отсутствия помещения для размещения рабочих з/к з/к строительство вынуждено было транспортировать автомашинами рабочих, занятых на постройке лагеря, за 30 клм» — видимо, из Монина.
Строительство Чкаловского аэродрома у Медвежьих озер в 1943 году получило номер 1704/148, в лагерном обиходе его называли только второй частью номера — 148. Этот номер был у Чкаловского аэродрома в начале
В конце июля или начале августа 1943 года новый лагерь для заключенных в Чкаловском достроили. К 5 ноября 1943 года, когда создали партячейку «ОЛП при строительстве 148», коммунисты лагеря провели шесть собраний. Обычно ячейка собиралась раз или два раза в месяц. На аэродроме заключенные меняли кирпичное покрытие на «черное» — смесь битума и гравия.
…отсутствие некоторых механизмов как, например, рипера (нож для почвы. — Е.Н.) и тракторов в июле месяце привело к тому, что все земляные работы по устройству корыта ВПП производились вручную, на что было затрачено 6000 человекодней.
В строительном отчете сообщается среднее число заключенных в лагере: «508 человек, из них женщин 330». Строители аэродрома были истощены и работали, как отмечает отчет, плохо: «низкий уровень заработной платы обусловлен невыполнением норм выработки», а «невыполнение единых норм выработки связано с наличием контингента рабочих
Аэродром строили 445 заключенных. Еще 152 человека были приписаны к «неосновному производству», из них 139 — работали. О занятиях этих заключенных отчет ничего не сообщает. Летом заключенных в лагере было больше пятисот, поскольку с 1 января 1944 года по январь 1945 года в лагерь поступили 907 заключенных, 764 были из него отправлены. Первого января 1945 года в лагере остались 360 человек. Часть заключенных была отправлена в Электросталь на строительство завода. 3-го января 1945 год начальник элетростальсткого ОЛП сокрушался на партсобрании: "… т. Бухарин завез слабый народ из ОЛП 1704. Его вина".
Поскольку лагерь не закрыли осенью, он просуществовал еще как минимум несколько месяцев, но когда был закрыт — неизвестно. Последний доступный протокол лагерной партячейки составлен 11 ноября 1943 года, через неделю после первого, и не позволяет достоверно предположить время закрытия лагеря.
Кроме заключенных, аэродром строили 40 человек вольнонаемных: шоферы и подсобные рабочие.