Гулаг в Москве
Вводная статья
Баковлаг и Кунцевские лагеря
Бескудниковские лагеря
Главное здание МГУ
Детская колония в Новом Гришине / Лагерный участок «Икша»
Дулевские лагеря
Измайловские лагеря
Климовские лагеря и колония Юшино
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Колония в Новопетровском, Шилове, Марьине и лагеря в Чисмене и Броденках
Колония в поселке Восточный Пронского района
Колония и лагерь в поселке Никольский у Северного Речного вокзала
Краснозаводский и Хотьковский лагеря
Краснопресненская пересыльная тюрьма
Крюковская колония
Лагерь «Косино»
Лагерь «Серебряный бор»
Лагерь в Белых Столбах
Лагерь в Головановском переулке
Лагерь в Лидине под Рузой
Лагерь в Лосино-Петровском при Монинском камвольном комбинате
Лагерь в поселке Гранитный на станции Водники
Лагерь в поселке Часцы
Лагерь в Серебряных Прудах
Лагерь в Ступине при металлургическом заводе
Лагерь в Текстильщиках
Лагерь ВДНХ в Заморинском переулке
Лагерь завода им. Молотова
Лагерь Курьянстроя на станции Перерва
Лагерь на Болшевском машиностроительном заводе
Лагерь на деревообделочном заводе в Новосимоновской слободе
Лагерь на заводе «Станколит»
Лагерь на заводе им. Владимира Ильича
Лагерь на заводе им. Войкова
Лагерь на заводе им. Орджоникидзе
Лагерь на механическом заводе в Гамсоновском переулке
Лагерь на механическом заводе в Химках
Лагерь на станции Трудовая
Лагерь на фармацевтическом заводе в Нижних Котлах
Лагерь на Хорошевском шоссе
Лагерь на Щелковском заводе холодильного оборудования
Лагерь при заводе авиационных двигателей на Соколиной горе
Лагерь при заводе огнеупоров на станции Катуар
Лагерь при кирпичном заводе в Лобне
Лагерь при Тормозном заводе на Лесной улице
Лагерь РАН и МГУ на Калужском шоссе
Лагерь Южная гавань в Кожухове
Лагерь, строивший аэродром в Быкове
Лагерь, строивший Чкаловский и Монинский аэродромы
Лагеря в Дедовске и Новом Иерусалиме
Лагеря в Дзержинском, Октябрьском, Капотне, Люблине и Белой даче
Лагеря в Долгопрудном у деревни Лихачево
Лагеря в Королеве
Лагеря в Люберцах
Лагеря в Марфине и Останкине
Лагеря в Перове
Лагеря в Реутове и Балашихе
Лагеря в Старой Купавне
Лагеря в Электростали
Лагеря во Фрязине и Ивантеевке
Лагеря высотного дома: Котельническая набережная и завод в Лихоборах
Лагеря ЗИС: завод, Велозаводская улица и Васькино
Лагеря МГУ на Ленинских горах, в Лужниках, Черемушках и Раменках
Лагеря на заводах в Карачарове
Лагеря на стройках 1945–1949 годов: Калужская застава, Маяковская, Садово-Триумфальная, 1-я Мещанская, Колхозная — Сухаревка, Стромынка, Колпачный, Пехотная, Панская, Полковая, Саввинская набережная
Лагеря Северной водопроводной станции: деревни Грибки и Заболотье, «Клязьма» — деревни Терпигорьево и Коргашино, «Уча» — деревня Манюхино, станция Лианозово
Можайская колония
Оздоровительные лагерь и колония в Чертанове на Красном Маяке
Поваровский лагерь
Селятинский лагерь
Совхоз «Крекшино»
Талдомская колония в Липино
Толбинский лагерь
Томилинские лагеря
Тушинские лагеря
Управление исправительных лагерей Московской области
Ховринский лагерь
Шаболовская колония
Шатурские лагеря у деревень Пожога, Малеиха, Бармино, Пруды и Сазоново
Щербинские лагеря и колония. Школа и типография ГУЛАГа
Лагеря высотного дома: Котельническая набережная и завод в Лихоборах

Объекты на карте:

Лагерь у станции Лихоборы
Лагерь при строительстве высотного дома
Комбинат «Строймонтаждеталь»
Завод «Стройдеталь» МВД

Лагеря высотного дома: Котельническая набережная и завод в Лихоборах

Лагерь для заключенных находился на стройплощадке высотного дома на Котельнической набережной (г. Москва, Котельническая наб., д. 1/15) с 1948 по 1953 год. Стройматериалы для высотки делали на Лихоборском строительном заводе заключенные другого лагеря. В 1953–1954 годы строителей на Котельническую набережную возили из лагеря в Заморинском переулке.

В 1954 году строительству на Котельнической набережной был подчинен также лагерь в поселке Старая Купавна.

Строительство высотного дома на Котельнической набережной. 1950–1951 гг. (Экспозиция Москомархитектуры.) Фото: Коллекция Павла Иовика

Строительство высотного дома на Котельнической набережной. 1950–1951 гг. (Экспозиция Москомархитектуры.) Фото: Коллекция Павла Иовика 

Котельническая 1/15

Лагерь на Котельнической набережной для строительства высотного дома был создан приказом 22 июня 1948 года. Он находился прямо на стройплощадке. Его адрес — Котельническая наб., д. 1/15 — совпадает с будущим адресом дома, а «жилая зона и рабочая расположены совместно».

Первоначально лагерь назывался лагерным отделением № 4. Это номерное название осталось от отделения Подольского проверочно-фильтрационного лагеря № 174, которое как минимум с 1944 года было расположено в Большом Подгорском переулке. Заключенные отделения Подольского лагеря (в июле 1944 года их было 464, а в августе — 729 человек), видимо, работали в больнице им. Гемгольца и на ЦАРБ УВС (Центральная автомобильная ремонтная база Управления военного строительства) НКВД. В 1944 году отделения Подольского лагеря были переданы из Управления для военнопленных в ГУЛАГ. Не сохранившийся в результате постройки высотного дома Большой Подгорский переулок прежде шел параллельно Подгорской набережной. После строительства высотки он оказался во дворе ее восточного крыла. Лагерь, по-видимому, находился западнее и южнее кинотеатра «Иллюзион».

Двор высотного дома. Вид с корпуса А. Во дворе предположительно лагерь. Архив архитектора А.К. Ростковского. Фото: Коллекция Павла Иовика

Двор высотного дома. Вид с корпуса А. Во дворе предположительно лагерь. Архив архитектора А.К. Ростковского. Фото: Коллекция Павла Иовика

Вероятно, отделением Подольского лагеря для военнопленных стало уже существовавшее на Котельнической набережной место заключения, которое приказом от 3 сентября 1941 года было переоборудовано в «приемный пункт особого назначения» на 120 заключенных (еще один подобный пункт был открыт в Щербинке, заключенных готовили к операциям в немецком тылу). Можно предположить, что заключенные лагеря у Котельнической набережной строили в 1939–1941 годы жилой дом, который после строительства высотного дома стал его крылом. По воспоминанием жителей высотки, это крыло было заселено сотрудниками НКВД. Однако документальных указаний на участие заключенных в этом строительстве не обнаружено. 

Скорее всего, «создание лагеря» в 1948 году означало подчинение новому строительству лагеря, уже существующего на этом месте с 1944 года.

К концу 1948 года лагерное отделение № 4 было переименовано в отдельный лагерный пункт (ОЛП) № 49. Когда частью ОЛП стал лагерь при строительном заводе в Лихоборах, лагерь на набережной стал называться лагпунктом «Высотный дом», а после преобразования в 1951 году ОЛП в лаготделение № 13 — Центральным лагучастком или лагучастком № 1.

Начальник ОЛП, капитан Коневской, сообщал на партсобрании в начале 1949 года, что «на 1948 год было запланировано наполнение контингента в лагере 2200 человек, фактическое в среднем составляло 1602 человека». Летом 1949 года начальником ОЛП стал майор Семашко. А оcенью 1950 года администрация ОЛП № 48 в Измайлове сожалела, что «лучший контингент отправлен в ОЛП № 49».

К 1951 году число заключенных в лагере на Котельнической сократилось. К маю в нем жили 1346 человек (при вместимости в 1700 человек). В следующем году, видимо, с завершением значительной части строительства, заключенных стало еще меньше: помещения лагеря были рассчитаны уже на 1200 человек, в них жили 986 рабочих. Один из заключенных был осужден по статье 58–10 ч.2. К этому времени заключенных с 58-й статьей в Московской области содержать было нельзя, так что этот случай представляет собой исключение.

С началом строительства до конца 1949 года в лагере содержались мужчины и женщины, затем он числился мужским. Жили заключенные в бараках и палатках. Это явствует из списка агитаторов, которые были прикреплены «к женскому бараку к палатками № 1–4, 6–14». В приготовлениях к следующей зиме палатки не упоминаются:

Тов. Зотов сказал, идет обшивка и засыпка шлаком стен, полов цоколей. Нет сомнения, что мы будем жить зимой неплохо. <…> в отношении второго барака, его надо будет расшить полностью, проверить и засыпать шлаком, так как там имеются просветы…

Обычного для гулаговской справки сообщения о типе жилья в описании этого лагеря 1952 года нет. Строители высотки могли жить в уже построенных помещениях, но известно, что к этому времени жилье было изношено на 70%, поэтому, скорее всего, это были бараки.

Самая центральная из московских гулаговских строек была тщательно огорожена. Перед деревянным забором, высотой 2,5 — 3 метра с козырьком в 5 линий колючей проволоки, была «предупредительная часть зоны», шириной полтора метра. Другие московские лагеря огараживались забором часто, хотя не повсеместно, но предупредительную зону, то есть полосу земли перед забором, на которой было запрещено находиться, расчищали редко.

В лагере была больница на 20 коек, библиотека с 557 книгами. Отмечалось, что «книг явно недостаточно» для 580 читателей. В лагере выпускалась стенгазета «Строитель».

Размеры Котельнической стройплощадки были такими, что, объясняя понесенные убытки, начальник лагеря Коневской в 1948 году сетовал:

Чтоб рабочий день был 9 часов, необходимо иметь постоянные участки работы хотя бы на 2–3 месяца. Наши объекты расположены далеко от лагеря, на объектах приготовить пищу на обед, а некоторые бригады, работающие на отдельных точках, обедают в лагере, тем самым уходит много времени на ходьбу…

Стройка же на Котельнической шла круглосуточно. По мнению того же Коневского, «заключенные в ночное время работают недостаточно…»

Заключенные из лагеря для военнопленных — «спецконтингент» — оставались на стройке до лета 1951 года. В июне, планируя завершить «работы по постройке высотного дома, двух вставок и угловых башен корпусов А», лагерная партячейка отмечала, что «на таких сложных объектах <…> ИТР еще не научились работать со спецконтингентом».

С 1950 до как минимум 1952 года начальником лагеря был старший лейтенант Илья Николаевич Зотов.

К марту 1954 года лагерь на набережной был закрыт.

Станция Лихоборы

Приказ о создании лагеря в Лихоборах вышел 22 мая 1948 года. Видимо, до января 1950 года у него был собственный номер. Когда в июле 1950 года начальник ОЛП-49 тов. Зотов сообщал товарищам, что «лагерь <в Лихоборах> начал свою работу с 1.1.1950», то, скорее всего, он имел в виду присоединение Лихоборского лагеря к Котельническому. С этого времени партийная ячейка обсуждала подготовку к зиме в Лихоборах.

Осенью 1951 года лагеря ОЛП-49 стали лаготделением № 13 (партячейка лагерного отделения № 13 первый раз собралась 2 ноября 1951 года). После смены названия Лихоборский лагерь стал называться лагучастком № 2, или лагучастком «Лихоборы».

В лагерной справке его адрес выглядит так: «поселок НАМИ, Автомоторная улица 3-а», а название улицы исправлено на «Газгольдерная». В списке мест заключения в этом же деле также указана Газгольдерная улица. Но улица с таким названием находится на востоке Москвы – в начале Рязанского проспекта. Других сведений о том, что Автомоторная улица какое-то время называлась Газгольдерной, нет. Поэтому исправление, видимо, следует считать ошибочным.

Расстояние от лагучастка «Лихоборы» до одноименной станции московской окружной железной дороги составляло 500 метров. На примерно таком расстоянии — в районе нынешних корпусов дома № 3 и 3б по Автомоторной улице — на Генеральном плане 1952 года виден ряд барачных строений, а также огороженная территория с двумя строениями, которая, предположительно, и была лагерем. Товарная станция Лихоборы расположена в районе дома № 9 по Пакгаузному шоссе, между современными станциями Коптево и Лихоборы центрального кольца.

 Фрагмент Генплана Москвы 1952 г. Источник: retromap.ru​

 Фрагмент Генплана Москвы 1952 г. Источник: 

Предположение о расположении лагеря подтверждается тем, что эти строения на Автомоторной по-прежнему принадлежит Министерству внутренних дел. В корпусах 1 и 2 дома № 3 находятся общежития, а за ними, в корпусах дома № 3а, там, где был лагерь, располагался полк патрульно-постовой службы.

Патрули и общежития милиции на Автомоторной улице. Фото: PastVu

Патрули и общежития милиции на Автомоторной улице. Фото: 

Лагерь был рассчитан на 600 человек (в 1951 году — 610). Были ли в нем женщины до 1951 года, неизвестно, но с этого года лагерь стал мужским. В мае 1951 года в нем было 566 человек, в 1952 году — 614.

Как и лагерь на Котельнической, Лихоборский был огражден забором в 2,5 метра с козырьком из колючей проволоки и предупредительной частью шириной полтора метра. Общая площадь жилья составляла 1224 кв. метра. Оно, по документам, находилось в хорошем состоянии. — «процент годности 75%». Скорее всего, жилье построили не ранее осени 1950 года.

Еще в январе 1949 года партячейка охраны указывала на то, что «необходимо осветить зоны… в Лихоборах». Это говорит о неблагоустроенности лагеря. Одновременно сообщалось, что «взвод <охраны> в Лихоборах находится в холодном помещении», так что жилье заключенных в это время тоже, скорее всего, не отапливалось.

В 1952 году заключенные работали в четырех местах. Два из них находились в пятистах метрах от лагеря: завод «Стройдеталь» (объект 161) и УПП (управление <строительства?> промышленных предприятий?). Еща два довольно далеко: объект СМУ-6 в пяти километрах и завод «Стройдеталь» (объект 188 1-го Госстройтреста УПП) в восьми километрах. Основным местом работы был завод «Стройдеталь №1» Госстройтреста МВД. В 1953 году полное название лагеря было «лагпункт 2 лаготделения 13 при заводе Стройдеталь».

Еще одним местом работы мог быть комбинат «Строймонтаждеталь» Главалюминьстроя, который находился в строениях дома № 6 по Автомоторной улице, что тоже в пятистах метрах от лагеря. Его адрес указан в московской адресной книге 1950-х годов. В последнее время по этому адресу производилось и ремонтировалось электрооборудование.

Тов. Зотов, перечисляя успехи лагеря за первое полугодие 1950 года, останавливался на результатах профессионального образования в лагере: «Часть прибывшего контингента имела низкую квалификацию, проведена тех. учеба обучено 106 человек гранитчиков-шифовщиков 30 чел, бетонщиков 26, бригадиров 34 и повышена квалификация 16 человек». Отчет о проверке 1951 года сообщает детали рабочей атмосферы на заводе: 

На лагучастке «Лихоборы», в гранитном цехе недостаточно респираторов для защиты от цементной пыли. В кузнечном цехе, ввиду недостаточности вентиляционный установок, наблюдается загазованность воздуха сероводородом и углекислым газом…

В мае этого же, 1951 года, лагучастку «Лихоборы» было «присвоено звание передового подразделения».

Среди строительных предприятий в адресной книге Москвы 1954 года завода в Лихоборах нет, что, видимо, связано с подведомственностью предприятия. Но от этого завода ведет свою историю нынешний бетонный завод ОАО «Северная заря». Его корпуса — дом 5 по Автомоторной улице — находятся в пятистах метрах от предполагаемого места лагеря:

Датой создания нашего предприятия можно считать 17 сентября 1946 г. Решением Исполкома Московского городского Совета I-му Госстройтресту МВД СССР под организацию строительной базы был отведен земельный участок. В течение 1946–1949 годов была запущена первая очередь завода «Стройдеталь».

Строительство предприятий НКВД предполагало применение подневольного труда, но сведения о строительстве заключенными завода в 1946–1947 годы, до организации лагучастка «Лихоборы», не найдены. В 1946 году в Лихоборах был другой лагерь, подчиненный Управлению по делам военнопленных и интернированных. До 21 февраля 1947 года это было лагерное отделение № 87 на 300 человек. Затем оно было расформировано, и появилась «подкомандировка» лагерного отделения № 59 на 150 человек. Она была расформирована 21 декабря того же года. Заключенные лагеря строили объект МОВСУ (Московского окружного военно-санитарного управления) войск МВД. На заводе, в частности, делали плиты для гранитного цоколя высотного дома на Котельнической набережной.

В середине 1953 года лагерь в Лихоборах был закрыт, поскольку он был включен в июльский список ликвидированных «лагподразделений».

Старая Купавна, Заморинский переулок, и совхоз "Лидино"

Лагерное отделение № 13 продолжало существовать и после того, как был закрыт лагерь на Котельнической набережной. В 1954 году, видимо, с окончанием основного строительства и отделочных работ, в него вошли другие лагеря. Заключенных на Котельническую возили из лагеря в Заморинском переулке (теперь это улица Бочкова). Строительство высотки вспоминал побывавший во многих московских лагерях Федор Хижняков. Он работал здесь не только заключенным. После освобождения, по протекции начальника Управления строительства Левина-Щирина, он устроился на стройку маляром.

В 1953 году в отделение входил подсобный лагерь, «подкомандировка в совхозе «Лидино», из которой, очевидно, в лагерное управление привозили овощи. 

Кроме лагеря в Заморинском переулке, в лаготделение высотки входил женский лагерь на Купавнинской тонкосуконной фабрике. Скорее всего, он не имел производственной связи со строительством и был подчинен ему лишь по административным причинам — после закрытия лаготделения № 12, в которое он входил. В это время в Старой Купавне возводился строительный завод (сейчас находится по адресу Бетонный проезд, д. 1). Он был открыт в 1956 году. Но нет никаких оснований предполагать, что в его строительстве принимали участие заключенные. 

Письмо заключенного

Астахов
Иван Емельянович
Год рождения 1896
осужден по указу на 10 годов
отделывал высотный дом
Вот как мы жили
в стране

(Фамилия может быть прочитана, как Астаров, Асшаров и Астафов)

Надпись оставлена на внутренней стороне дверного наличника. Опубликовавший фотографию надписи Павел Иовик жил в высотке на Котельнической и получил наличник от электрика местного жэка, который рассказал, что взял его у рабочих, ремонтировавших квартиру в этом же доме. Иовик передал наличник в Музей истории ГУЛАГа.

Евгений Натаров
Кокурин А.И., Моруков Ю.Н. ГУЛАГ: структура и кадры // Свободная мысль. 2000. № 6.