Адрес до 1934 года: Москва, ул. 25-го Октября (Никольская), д. 10/2; после 1934 года: Большой Вузовский (Большой Трехсвятительский) пер., д. 1
Издательство Academia существовало в 1922–1937 годах — сначала в качестве независимого издательства для публикации трудов Философского общества, в конце — в качестве акционерного общества, одним из учредителей которого был Наркомпрос. Оно публиковало издания по гуманитарным наукам, художественную литературу. Издания «Академии» известны высоким качеством переводов и прекрасными иллюстрациями.
Издательство Academia было закрыто в декабре 1937 года после ареста его последнего директора
Б. Трехсвятительский пер., 1
Издательство Academia было зарегистрировано в Петрограде 31 декабря 1921 года для публикации трудов Философского общества. Создание негосударственного издательства стало возможным благодаря началу нэпа (12 декабря 1921 года был принят декрет Совнаркома «О частных издательствах», разрешавший их деятельность). Первым директором издательства стал
Уже в феврале 1922 года в издательстве вышла первая книга — «Религия эллинизма»
В редакционный совет входили знаменитый
В 1922 году многие члены Философского общества были высланы из России (операция ГПУ по высылке интеллигенции получила название «философского парохода»). 15 ноября из Петрограда отправился пароход Preussen, на котором находились и сотрудники издательства Academia.
Издательская марка «Academia» работы
Г. П. Любарского . Фото: «Academia». 1922–1937. Выставка изданий и книжной графики. М.: Книга, 1980
С утра в редакции. Заходит
В. П. Белкин . Приносит рисунки к Платону. Вместе с ним иду на В.О. на Николаевскую набережную Невы провожать высылаемых профессоров. Пароход, идущий в Штеттин, уже готов к отходу, идет посадка. Среди уезжающихЛ. П. Карсавин ,И. И. Лапшин ,Н. О. Лосский ,А. С. Каган ,Я. Н. Блох и др. Толпы провожающих — профессора университета, писатели, художники. Встречаюсь и беседую с Нест. А. Котляревским,Ф. Д. Батюшковым ,Н. П. Анциферовым ,А. А. Ахматовой ,Н. В. Болдыревым , Геллером, Боголеповым и многими другими.
В результате событий 1922 года Философское общество перестало существовать. Вслед за этим неопределенным стал и статус издательства. Положение «Академии» в то время было крайне неустойчивым, о чем свидетельствует шутка члена правления, искусствоведа и художника
В конце 1924 года закрылось издательство «Всемирная литература», и его бывшие сотрудники —
А. А. Кроленко. Фото: bookingo.ru
26 мая 1928 года в газете «Ленинградская правда» появилась заметка об издательстве в стиле публичного доноса:
Любители изящных изданий не могут не знать эстетической продукции издательства «Академия». Это популярное издательство отличается утонченной внешностью своих фабрикатов — начиная от интимных дамских томиков Декамерона, похожих на молитвенники иезуитов, и кончая монументальными книгами — фолиантами. Но потребители этой изысканной продукции не знают, что скрывается за этими книгами, что представляет из себя самое издательство. <…> Кроленко старается всяческими путями придать своему издательству вес и авторитет. Поэтому среди Декамеронов и книг Анри де Ренье он издает книгу актера Михаила Чехова, а потом просит Чехова… чтобы он побывал у Рыкова и получил у предсовнаркома заверение… в хорошем отношении к издательству «Академия». Как типичны эти авантюрные ухватки цепляющегося за жизнь частника.
Л. Д. Тубельский ,П. Л. Рыжей
Кроленко А. А. Дневник за 1928 год. Предисловие, публикация и комментарийИ. В. Дацюк
Эта статья была перепечатана всеми центральными и местными газетами, и Academia оказалась втянутой в череду и судебных разбирательств. Ревизионная комиссия 23 ноября 1928 года отстранила
Кампания против директора издательства Academia — и самого предприятия — совпала по времени с разгромом всех частных и кооперативных издательств.
В конце 1928 года начались целенаправленные репрессии в отношении ГИИИ. В это же время Academia была выведена
В 1929 году издательство Academia было перенесено из Ленинграда в Москву (где и прежде существовало его отделение). Издательство стало акционерным обществом, учредителями которого были Наркомпрос, Главное управление по делам художественной литературы и искусства и Государственное акционерное общество «Земля и фабрика». Директором издательства стал ставленник ЦК ВКП(б)
В московский период существования издательство специализировалось в первую очередь на качественном издании литературных и
Публикации издательства подвергались жесткой цензурной правке. Только в одном «Кратком обзоре издательства «Academia» за декабрь 1931 — январь 1932 года ленинградского Горлита (который, наряду с московским, часто контролировал продукцию «Академии») обращено внимание на три крупных идеологических просчета, допущенных в подготовленных
Книга особой ценности не представляет, но как экспортный товар может пойти. Сделан ряд вычерков порнографического характера и один вычерк идеологический.
Цензуре был подвергнут и сборник «Загадки»
Книга предназначена на экспорт. Сделаны вычерки (до
50-ти ) порнографического, религиозного и антисоветского характера. Книга послана на согласование в Москву, где просмотрена Главлитом. Часть вычерков восстановлена Главлитом, но с большинством Главлит согласен.
Цензурному контролю подвергались даже исторические труды и источники, выпускаемые издательством, такие как сочинения протопопа Аввакума, «Лаврентьевская летопись». Они характеризовались как «не имеющие большого исторического значения». Издательству ставилось в вину «сознательное игнорирование современности», «любование и увлечение прошлым, «отсутствие классовых оценок» (Блюм
Критический взгляд на деятельность издательства, свидетельствующий о напряженных отношениях между
Уважение же к «научным силам» в издательстве «Academia» было таковым, что, при полном невежестве в вопросах искусства директора издательства Каменева, художник по своим «правам» в издательстве был отодвинут на место «услужающего» или даже «поденщика». Естественно, что любое мнение литературного редактора книги или автора предисловия было непререкаемым и раболепно выполнялось… При таком положении тяга была к привычному, к общеприемлемому, и к некоей «имитации» того, что было
когда-то ! Скверный дерматин пытался изобразить из себя дорогую кожу! <…> Откуда эти «университетские люди», которые предлагали свои переводы, предисловия и комментарии весьма нужных книг, могли нас знать? На выставки они не ходили, прессы о нас не было никакой. А тех, кого они знали (Бенуа, Сомов, Добужинский, Чехонин), — уехали уже лет 6 или 8 тому назад. Недоверчивость была оправдана!Милашевский В. А. Моя работа в издательстве «Academia» // Russian Philology and History: In Honour of Professor Victor Levin. Jerusalem, 1992
В издательстве Academia после закрытия ГАХН работал философ
Неоднократно подвергался арестам сотрудник Academia, выдающийся переводчик
Л. С. Хижинский . Иллюстрация к «Новеллам» Г. Келлера. Фото: «Academia». 1922–1937. Выставка изданий и книжной графики. М.: Книга, 1980
В 1934 году, когда проходили многочисленные аресты ученых и интеллигенции по так называемому «делу славистов», издательство Academia выпустило сборник «Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции»
Директор издательства, партийный деятель
Последний директор издательства