Адрес: Москва, ул. Пречистенка, д. 32
ГАХН (с 1921 по 1925 гг. — Российская академия художественных наук, РАХН) — научный институт, разрабатывавший проблемы теории и истории всех видов искусства, а также изучавший физические и психологические основы творчества и восприятия. Научная деятельность в Академии была тесно связана с современной художественной практикой, популяризацией гуманитарного знания и применением его в школах, студиях, музеях, библиотеках
Здание ГАХН (Поливановская гимназия)
Ядром будущей Академии была
Для понимания специфики деятельности Академии важно знать, какие философские, научные и художественные идеи легли в ее основание. С одной стороны, это были теоретические работы и планы художника Василия Кандинского, который в 1920 году разработал «Схематическую программу института художественной культуры» (Инхук при Отделе ИЗО Наркомпроса). Кандинский определял цели, методы и задачи принципиально новой науки об искусстве, и часть его идей была развита в ГАХН. Так, «цель Инхука», по Кандинскому, — «наука об искусстве, основанная на исследовании средств выражения отдельных искусств и искусства в целом», — стала одной из главных целей работы ГАХН. Художник предлагал искать (перво)элементы искусства и лабораторным,
Кроме того, Кандинский считал необходимым «составление словаря по терминологии искусства и по определениям основных понятий» (Подземская. 2009: 174). Эта идея тоже была реализована в ГАХН: в Философском отделении, в специально организованной Комиссии, переименованной в 1926 году в Кабинет по изучению современной художественной терминологии, с 1922 года и до закрытия Академии составлялся Словарь художественных терминов (словарь остался незавершенным и во время деятельности ГАХН опубликован не был; об истории его создания см.: Чубаров 2005: 484–493; по сохранившимся в архивах статьям Словаря была составлена книга: Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923–1929, Общая редакция и послесловие
Искусствознание интересовало Кандинского не само по себе, а как средство мощного обновления современного искусства. Поэтому для него создание Академии было своеобразным художественным экспериментом. Он стал
Еще одним инициатором создания Академии был философ
Научная структура ГАХН. Фото: «Государственная академия художественных наук», Москва, 1925
В докладе «О различных значениях термина „форма“» Шпет наметил более узкие темы для дальнейших исследований, которым были посвящены доклады
Таким образом, тематика работ и сама структура Академии были философски фундированы, и в этом ее отличие от прочих научных институтов
Несмотря на попытки властей сделать из ГАХН орган государственной культурной политики и надзора за искусством и гуманитарным знанием, Академия оставалась независимым институтом. Ученые, получившие отличное образование еще в дореволюционной России и в европейских университетах, собрались в ГАХН не как в некой «культурной резервации» (выражение Михаила Осоргина; хотя симптоматично возникновение Академии осенью 1921 г., вскоре после гибели Блока и Гумилева), а, скорее, как в месте, где возникло особое «культурное поле», «инициирующее высокую творческую активность людей, в него попадающих» (
Несмотря на то что все важнейшие решения ГАХН должны были утверждаться Наркомпросом, а избрание новых членов — лично наркомом Просвещения, внутреннее управление Академии основывалось на демократических принципах. Согласно Уставу ГАХН 1926 г., высшим органом управления Академии являлась конференция ее членов, которая собиралась один раз в год под председательством президента ГАХН. В круг ведения конференции входило: избрание президента, ученого секретаря и членов правления; утверждение планов и отчетов; избрание и утверждение членов Академии; рассмотрение устава и структуры. Органом непосредственного руководства был Ученый совет в составе президента,
Постоянным президентом Академии со дня ее основания был
В первое время Академия не имела еще той сложной структуры, которая сложилась позднее; ее члены, без различия специальностей, обычно собирались на общие заседания (пленум Академии) для разнообразных докладов. Но уже вскоре <…> Академия стала усложняться и обогащаться. В первые же месяцы к Академии были присоединены Государственный Институт Театроведения, Институт Художественной Литературы и критики <…> было организовано Социологическое Отделение. В начале 1922 года в Академии уже действуют четыре секции и три отделения. С тех пор Академия испытала несколько изменений в своем строе.
Сложившийся к 1925 году принцип административной организации работы, однако, сохранялся, см. структуру Академии 1925 года.
В порядке дифференциации научных дисциплин Академия расчленяется на секции с их подсекциями, комиссиями, кабинетами, лабораториями
и т. д. Но в порядке интеграции Академия объединяет эти ячейки в трех Отделениях, каждому из коих подведомственны соответствующие интересы всех секций со всеми их подразделениями.
В каждом отделении был свой президиум, а также пленум. Проводились и общие пленарные заседания всей ГАХН.
I. Социологическое отделение (разряд). Председатели:
II. Философское отделение (разряд). Председатели:
III.
Секции ГАХН (названия и состав менялись):
Литературная секция
Театральная секция
Музыкальная секция
Секция пространственных искусств
Секция полиграфических искусств
Секция декоративных искусств
Комиссия по художественному воспитанию
Библиографический кабинет
Хореологическая лаборатория
Психофизическая лаборатория
Отдел изучения искусства народов СССР
Библиотека
Киномузей
Издательство
Ученый совет Академии
Президиум и Правление Академии
При ГАХН действовали также ассоциации:
Ассоциация по изучению современной музыки
Ассоциация по изучению творчества Александра Блока
Ассоциация художников революционной России (АХРР)
Ассоциация фотографов (Русское фотографическое общество)
Ассоциация ритмистов
Двор за бывшей гимназией Поливанова (в здании которой располагалась ГАХН), выходящий в Малый Левшинский переулок
Основной формой работы в ГАХН были доклады сотрудников и их обсуждение, которое носило в высшей степени живой характер, выражая тем самым неподдельную заинтересованность в теме всех участников дискуссии. Таким образом едва ли не в каждом кабинете Академии создавалась и культивировалась уникальная атмосфера свободного, плодотворного диалога и соучастия, без которой невозможно представить себе здоровое бытование и развитие научных идей. Обозреть все научные заседания в Академии, которых, например, только за 1924–1925 год насчитывалось около 700, совершенно невозможно. Поэтому остановимся на наиболее ярких и значительных событиях и достижениях.
Постановка научной задачи — поиск общих психологических, физиологических и
Во втором направлении работала группа под руководством психиатра, специалиста по патологическому искусству
Отметим также доклады по «психиатрическому искусствознанию»:
Выдающимся событием стал совместный доклад
1927 год запомнился большим докладом
В рамках отделения действовала Комиссия художественного воспитания, которая изучала, в частности, роль слова в образовании человека и общества. Названия докладов
В третьем, экспериментальном, направлении работали
Философское отделение
Историческое и актуальное значение деятельности Философского отделения трудно переоценить. Помимо
Помимо того, о чем говорится в начальном разделе данного обзора, хотелось бы отметить следующие исследовательские темы и доклады. Значительным событием в ГАХН каждый раз становились выступления
В октябре 1925 года была создана Комиссия по философии искусства. Открывал ее работу доклад
В марте 1927 года
Огромное внимание уделялось истории эстетики, поэтому в отделении действовала специальная Комиссия по истории эстетических учений. Работа, проводившаяся в этой комиссии, была тесно связана с созданием Словаря художественной терминологии, — серьезным проектом, выполнявшимся в Академии на протяжении всего ее существования и представлявшим собой особый нерв деятельности всех ее сотрудников. Статьи словаря обязательно должны были содержать историческую часть, потому что, как полагал Шпет, не проследив этимологии и истории слова, невозможно его должным образом осмыслить и использовать. Многие статьи для Словаря предварительно обсуждались, и прения порой носили методологический характер. Закончить и опубликовать этот словарь во время деятельности ГАХН не удалось; статьи и материалы к нему были напечатаны отдельной книгой только в 2005 году.
Библиологический отдел
Отдел, в ведении которого находилось искусство книги, библиография, археография и палеография, был одной из визитных карточек Академии (зав.
Вот названия некоторых докладов по искусству книги:
Из библиографических сообщений отметим выступление
В Археографическом «подотделе» читались и обсуждались сообщения по новонайденным рукописям и по текстологии. План работ отдела составил
Бывали сообщения по частным рукописным коллекциям, как, например,
В «подотделе» палеографии составляли, в частности, фотокартотеку к истории русского письма и шрифта. К той же теме относились доклады
Кроме того, отдел вел большую библиографическую работу и по методике книгоописания, и по росписи содержания современной периодики, и для специальной картотеки литературы по искусству.
Лаборатория была уникальным образованием в ГАХН, как, впрочем, и во всей советской России, поскольку она сделала предметом изучения обширную область «нового» движения: современного балета, танца, акробатики и спорта. Сотрудники отдела ставили перед собой несколько задач: собирание всех проявлений искусства движения, фиксацию движения как метод его изучения и как способ консервации самого материала, исследование связей между движением (пластикой) и словом, музыкой, трудом, деятельностью мозга; этнографическое описание танца и проч. Главным результатом работы были четыре нашумевших выставки по «Искусству движения», на которых демонстрировались прежде всего выполненные в различных техниках фотографии человека, движущегося в танце, на театральной сцене, во время гимнастических упражнений, исполняющего определенные жесты и па. Часть снимков носила экспериментальный характер, часть была подлинными шедеврами искусства фотографии. На выставках демонстрировались также рисунки и скульптуры. Из фотографов выделялись
Как пишет Н. Мислер, история Лаборатории — «это одновременно и история трех выдающихся людей»: искусствоведов Александра Ларионова, Алексея Сидорова и фотографа Отона Энгельса (Мислер Н. В начале было тело. 2011. 33). Подходы Ларионова и Сидорова дополняли друг друга: первый занимался больше научной проверкой транскрипции движения, второй был ориентирован скорее на новый танец. Интерес обоих к эстетике движения восходил к символизму, а у Сидорова также и к психоанализу. Импульс и некоторую теоретическую базу занятиям Лаборатории придал еще Василий Кандинский, у которого интерес к движению подпитывался немецкой практикой и был родствен его интересу к абстрактному искусству. Собственно, сама по себе новая научная дисциплина была предопределена предложениями Кандинского, и мысль о создании Лаборатории, по всей видимости, тоже принадлежала именно ему (Мислер Н. В начале было тело. 2011. 50, 55). Связь работы Лаборатории с основополагающими идеями Академии выразилась в том, что Ларионов вместе с Флоренским предполагали составлять «Symbolarium», или Словарь символов (второй частью этого замысла был Словарь художественных терминов), в котором символике жестов планировалось посвятить основной раздел (см.: Мислер Н. Ук. соч., 50). Таким образом, в соответствии с изначальным замыслом, «хореологи» должны были изучать не что иное, как язык танца и язык тела, открывая тем самым путь семиотике движения (см.
Исследование кинетики распределялось по следующим темам: 1) общая проблематика искусства движения, 2) координация движения с временем и пространством, 3) системы записи движения, 4) нормализация техники художественного движения, 5) стили художественного движения, 6) физические основы художественного движения. Своей теоретической заслугой сотрудники Лаборатории считали объединение в качестве материала изучения всех видов движения: художественного, физкультурного и рабочих процессов, — а также саму постановку вопроса о движении как особом предмете эстетики и искусствознания. В специфике предмета должен был убеждать, в частности, доклад
Во второй половине 1926 года
В первой половине 1927 года был организован интересный эксперимент по записи движения: одно и то же движение одновременно фиксировалось по разным системам:
Во второй половине 1927 года под руководством
Результатом осмысления собранного материала стали в 1928 года специальные доклады о творчестве Айседоры Дункан, а также доклад
Академия регулярно устраивала художественные, литературные и театральные выставки, музыкальные концерты, спектакли и кинопросмотры, публичные дискуссии, литературные вечера с участием современных авторов, образовательные курсы. Она была организатором русской части на международных выставках декоративного и промышленного искусства в Венеции в 1924 году, в Париже в 1925-м, в Милане и Монца в 1927 году, снова в Венеции в 1928 году. Первой из организованных РАХН выставок стала экспозиция картин художников Павла Кузнецова и Елены Бебутовой (1923). В 1923 году Академия приняла участие в устройстве Первой Всероссийской
В Академии работала библиотека, которая насчитывала более 70000 томов. Действовало также собственное издательство — Издательство ГАХН, которое выпускало журналы «Искусство», «Гравюра и книга», «Художественный фольклор», «Современная музыка», «Бюллетень ГАХН» с отчетами о работе, непериодические серии «Труды ГАХН», «Тексты и материалы», монографии и сборники отделений и секций, каталоги выставок, учебные планы и проспекты. В «Издательстве ГАХН» вышли такие книги, как «Поэтика Достоевского»
Ars Poetica. Сборник статей. М.: Государственная Академия Художественных наук, 1928
Работа гахновцев постоянно встречала более или менее враждебное критическое отношение в печати; ситуация стала опасной, когда научная или художественная критика начала перерастать в политические угрозы и публичные доносы. Так, например,
В 1929 году антигахновская кампания в прессе достигла своей кульминации. В то же самое время, в начале 1929 года, в самой Академии произошел т. н. «бунт левых аспирантов», которые в своих научных отчетах сообщали, что они недовольны занятиями по диалектическому материализму, которые проводила с ними руководитель Социологического отделения
Начало реорганизации Академии определило постановление Наркомпроса от 25 ноября 1929 года. О реорганизации ГАХН пресса сообщила лишь в январе 1930 года, когда она еще не была, однако, закончена. Формально реорганизация ГАХН должна была проводиться и проводилась своими силами. 14 октября 1929 года конференция ГАХН одобрила представленный президиумом план реконструкции Академии, единогласно избрала Бюро научной работы (с преобладанием в нем марксистов и коммунистов) и поручила ему «разработать детальный план реорганизации», «внести изменения в Устав Академии».
6 января 1930 года уже был утвержден президиум Академии в новом составе:
Однако все эти бюрократические процедуры уже не могли спасти Академию. Она больше уже не была самостоятельным институтом, войдя в РАНИОН, которая скоро тоже прекратила свое существование; ГАХН распадалась на части, которые прикреплялись к Комакадемии. Те сотрудники, которые еще оставались от дореформенного состава, должны были проходить тщательную «марксизацию», путем: «1) разоблачения антимарксистских выступлений в искусствоведении и активной борьбы с ними; 2) выделения актуальных проблем марксистского искусствознания <…> 3) направления работы немарксистов в плане максимального обслуживания марксистского искусствознания данными этой работы». «Разработкой общеметодологических и теоретических проблем искусствознания» Академия внутри РАНИОН уже не имела права заниматься.
В конце 1929 года подлежали закрытию периодические издания «Бюллетень ГАХН» и «Современная музыка». Журнал «Искусство» грозились переименовать.
Только после этих мероприятий, с 22 мая 1930 года началась «чистка» ГАХН. Комиссию по чистке воглавил
Окончательно судьба Академии была решена в апреле 1931 года: постановлением СНК РСФСР № 436 от 10 апреля этого года ГАХН была ликвидирована и вошла в состав Государственной академии искусствознания (ГАИС).
Уже в 1929–1930 годах репрессии коснулись некоторых сотрудников Академии и вращавшихся вокруг нее лиц. Были арестованы, например,
В феврале—марте 1935 года в НКВД было сфабриковано «Дело о
Карикатура Кукырниксов на «чистку» ГАХН. «На литературном посту». 1929. № 6
Другие гахновцы, не привлеченные по делу о