Адрес: г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
После Октябрьской революции в доме Тарасова разместился Наркомат иностранных дел, который затем сменило общество «Администрация американской помощи (АРА)». До 1934 года здесь размещался Верховный суд СССР.
В 1924 rоду был сформирован Верховный суд Союза ССР, в состав которого входили: пленарное заседание, Гражданско-судебная, Уголовно-судебная, Военная и Военно-транспортная коллегии. 19 апреля 1924 года состоялось первое рабочее пленарное заседание.
В
В 1931 году Верховный суд СССР получил право производить проверку деятельности нижестоящих судов по поручению Президиума ЦИК СССР. Он расследовал работу судей во время сельскохозяйственных кампаний 1931 и 1932 годов. Ни результаты этих проверок, ни основанные на них постановления не были опубликованы. В отличие от Верховного суда РСФСР, Верховный суд СССР делал очень немного для того, чтобы бороться против злоупотреблений работников юстиции на местах. Главная причина этого заключалась в его ограниченной юрисдикции.
Председатель Верховного суда СССР А. Винокуров с сожалением высказывался по этому поводу. Он говорил, что «главный поток жизни проходит мимо Верхсуда Союза… последний по своей компетенции не может принять участия, как это нужно было бы, в содействии делу социалистического строительства, в борьбе с оппортунизмом…» В 1930 году Винокуров призывал к превращению Верховного суда СССР в союзное учреждение «по типу директивного органа» со всей полнотой власти над нижестоящими судами. Эта просьба была удовлетворена только в 1938 году.
Александр Николаевич Винокуров, председатель Верховного суда СССР (1924–1938), входил в состав секретной комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по судебным делам
Винокуров оценивал роль своей структуры с точки зрения возможности непосредственного участия в делах. На деле же Верховный суд СССР того времени обладал солидним набором полномочий и был едва ли не самой независимой судебной инстанцией в СССР. Он мог давать по требованию Президиума ЦИК СССР заключения о законности на основании общесоюзной Конституции и общесоюзного законодательства, постановлений ЦИК союзных республик и их президиумов, а также общесоюзного правительства и Совета Труда и Обороны. Он так же мог входить в Президиум ВЦИК с представлением об отмене отдельных постановлений наркоматов по мотивам их несогласованности и неконституционности.
Такие полномочия были особенно важны в конце
Как авторитетный орган и достаточно независимая структура Верховный суд СССР мог проявить «непослушание» репрессивной политике и помешать как зарождению, так и раскручиванию механизма Большого террора.
За 1924–1929 годы ВС СССР было опротестовано 86 неконституционных актов наркоматов и центральных ведомств СССР; Президиуму ЦИК СССР дано 11 заключений о неконституционности постановлений ЦИК и СНК союзных республик; по представлению прокуратуры Верховного суда СССР было опротестовано перед Президиумом ЦИК СССР 16 постановлений пленарных заседаний Верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству; Верховным судам союзных республик было дано около 30 руководящих разъяснений.
Среди опротестованных постановлений не было, однако, тех явно противоречащих Конституции актов о наделении внесудебными полномочиями ОГПУ, «драконовских» законов, введенных для проведения кампаний в деревнях и в промышленности.
Уже в 19
Обвинения во вредительстве стало легче проводить через суды после января 1928 года, когда Верховный суд СССР разъяснил (возможно, по приказу Сталина), что доказательство «контрреволюционного умысла» впредь не является необходимым для судебного преследования по обвинению во «вредительстве». Отныне было достаточно лишь доказать существование намерения совершить преступление. Внесение подобных изменений совпало по времени с началом сталинской кампании по преследованию и запугиванию «буржуазных специалистов».
Показательная ночная демонстрация во время процесса Промпартии. Москва,1930 г. Фото:
«Хищение социалистической собственности» — такая формулировка появилась в 1932 году на фоне многочисленных краж, по причине голода
Для руководителей органов юстиции закон от 7 августа создал ряд новых проблем — судьям требовалось указать направление и оказать поддержку в применении этих драконовских наказаний. Основополагающие правила были установлены в ряде директив, изданных коллегией Наркомюста, Верховным судом СССР, Президиумом ЦИК СССР и ОГПУ вскоре после того, как закон вступил в силу. В соответствии с инструкциями, высшая мера наказания могла выноситься людям, осужденным за хищения в крупных размерах, кулакам и
В начале января Сталин публично обрушился на хищения социалистической собственности. В широко опубликованном выступлении на пленуме ЦК ВКП(б) Сталин назвал хищения «контрреволюционным преступлением» и заявил, что закон от 7 августа представляет собой «основу революционной законности в наше время».
В 1935 году вышло постановление, согласно которому осуждались по «закону о пяти колосках» только те люди, преступления которых содержали следующие признаки: организованность, систематичность хищений, особо крупный размер хищения (более 50 тыс. руб.).
После принятия Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от
Осуждены по данному закону в РСФСР:
- 1932 год — 22,4 тыс. чел.
- 1933 год — 103,4 тыс. чел.
- 1934 год — 37,7 тыс. чел.
- 1935 год — 12,8 тыс. чел.
- 1936 год — 4,3 тыс. чел.
- 1937 год — 1,2 тыс. чел.
- 1938 год — 858 чел.
- 1939 год — 241 чел.
C 1923 года на Военную коллегию Верховного суда было возложено руководство деятельностью всех военных трибуналов (ВТ) Союза, в список которых входили ВТ округа (фронта, отдельной армии), армии, корпуса и дивизии. Ей также предоставлялось право производить ревизии трибуналов, давать им руководящие указания и инструктировать по всем вопросам судебной практики. По согласованию с Реввоенсоветом СССР и республиканским НКЮ Военная коллегия руководила организацией новых и ликвидацией действующих военных трибуналов на территории СССР, а также назначением и увольнением судей всех ВТ союза.
Как суду первой инстанции ей были подсудны дела исключительной важности, но только по представлению Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания Верховного суда СССР, а также дела «по персональной подсудности по особому списку, утвержденному Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР».
До 1926 года ВК ВС СССР была вправе возбуждать ходатайство перед Председателем Верховного суда СССР об опротестовании решений верховных судов союзных республик по приговорам военных трибуналов, если, по мнению Военной коллегии, эти решения «не соответствуют направлению карательной политики, необходимой для поддержания дисциплины в Красной Армии». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 года было принято «Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре», которое расширило возможности ВК, предоставив ей права кассационной инстанции для всех военных трибуналов (ранее такой инстанцией были Верховные суды союзных республик). Председателю Военной коллегии также было предоставлено право истребования дел из всех военных трибуналов для рассмотрения их в порядке надзора и право приостановления исполнения приговора по этим делам.
По положению 1926 года, система военных трибуналов оставалась прежней: военные трибунала округа (фронта, отдельной армии), армии, корпуса и дивизии. Порядок организации новых и ликвидации действующих военных трибуналов, назначения судей военных трибуналов и их увольнения также остался прежним. Изменился лишь порядок согласования с военным ведомством — вместо Реввоенсовета СССР стал действовать Народный комиссариат по военным и морским делам.
Юрисдикция военных судов в
Первым председателем Военной коллегии стал Валентин Андреевич Трифонов (с 30 ноября 1923 до 2 февраля 1926 года), отец писателя Юрия Трифонова. Он участвовал в разработке Положения о воинских преступлениях, Положения о военных трибуналах, сделал довольно много для становления военной юстиции в годы так называемого «мирного социалистического строительства».
Трифонов был арестован 21 июня 1937 года по обвинению в троцкизме и приговорён той самой Военной коллегией Верховного суда СССР под председательством своего бывшего заместителя
В 1926 году в должность Председателя вступил Василий Васильевич Ульрих, который продержался на этом посту до 1948 года.
Одним из первых громких дел Военной коллегии стал процесс по «делу Бориса Савинкова» (1924 г.).
Солидными полномочиями обладала и Прокуратура при Верховном суде СССР. В ее составе работали следователи по важнейшим делам. Сам прокурор обладал правом законодательной инициативы. В компетенцию Прокуратуры входил надзор за законностью действий и решений ОГПУ: прокурор мог опротестовывать постановления, распоряжения, циркуляры этого ведомства в случае несоответствия их конституционному или общесоюзному законодательству.
Члены Верховного суда, его заместитель и старшие помощники не могли быть преданы суду, подвергнуты аресту, личному задержанию или обыску без ведома и согласия Президиума ЦИК СССР, а в экстренных случаях — Председателя ЦИК.