Адрес: на 1952 г. — Москва, 2-я Кожуховская ул., д. 26 (сейчас ул. не существует)
Лагерь находился на месте корпусов дома № 26 по улице Трофимова, которые занимает больница № 13. Временное отделение этого лагеря, предположительно, было в Богородском у дома № 4а по
Фрагмент аэрофотосъемки 1942 г. Источник:
Лагерь в селе Кожухово Пролетарского района Москвы был создан в 1937 году для строительства Южного порта. Он подчинялся Управлению «ИТЛ и строительство
15 февраля 1939 года в лагерях этого управления было 3560 заключенных. Лагерей было как минимум два, поскольку, кроме «Южной гавани», его заключенные строили Лихоборский водозабор — гидротехническое сооружение на севере Москвы, направлявшее воду из канала
Строительству также подчинялся Грибановский лесозаготовительный участок. Предположительно, он находился у деревни Грибаново на Носовихинском шоссе. В 1938 году участок был переподчинен Управлению местами заключения Московской области.
Лагерное управление Южной гавани было ликвидировано в конце февраля 1940 года, но лагерь, очевидно, закрыт не был, поскольку строительство Южной гавани отмечено среди объектов Химкинского ИТЛ (
На опубликованном выше фрагменте аэрофотосъемки 1942 года видны огороженные строения, и, скорее всего, в них находдились заключенные. В 1943 году ОЛП «Южная гавань» упомянут в результатах лагерных проверок Управления лагерей Московской области: в лагере не были оборудованы пищевой блок и столовая. Начальник лагеря Костюченко был отмечен в связи с тем, что в лагере «неплохо поставлена
В 1950 году лагерь в деревне Кожухово назывался лагпунктом или лагучастком «Южная гавань» ОЛП-54. Он числится в списках мест заключения Управления лагерей и колоний Московской области, куда он, скорее всего, был передан из Управления по делам военнопленных. У Управления по делам военнопленных Московской области в 1946 года в деревне Кожухово у Южной Гавани находилось лагерное отделение №25. В феврале 1946 года оно рассчитано на 600 человек, а позднее в этом лагерном отделении могло помещаться 1700 человек. В списке лагерей у него были пометы «для обслуживания строительства» и «Госстройтрест №4 МВД». Затем этот лагерь видимо изменил номерное название, поскольку у организованного 24 октября 1947 года Лагерного отделение №85 на 1000 человек так же был адрес: "Москва. пос. Кожухово" и пометы "Мосжил<нрзб>строй" и "Трест Мосграждануглепромстроя".
К 1950 году лагерь, по сравнению с концом 40-х годов, значительно уменьшился. Он был рассчитан на 250 человек (но жили в нем 293 человека). Так описывали его заключенных в апреле 1950 года на собрании лагерной партячейки:
Наш лагерь призван для работ по выполнению важнейших задач, а потому подбор контингента должен быть со всей серьезностью. …выданные наряды начальники лагерей отнеслись несерьезно, и они дали такой контингент, от которых они избавлялись, нарушителей трудовой дисциплины и лагерного режима, в результате получилась никому не нужная переброска, на лагучастке Южная гавань был завезен самый сброд.
В апреле 1951 года в это же объединение лагерей входили лагерь на Хорошевском шоссе — лагпункт № 2 и лагерь в Реутове — лагпункт № 3 или «лагпункт Кавэскадрон».
К 15 мая остался один лагучасток «Богородское». Он был рассчитан на 150 человек, и в нем содержались 110 заключенных. Из протокола сентябрьского собрания партячеки ОЛП-54 выясняется, что «лагучасток Богородское создавался на летний период. В данный момент есть установка об оставлении его на зиму... на объекте строительства идут отделочные работы…» Других сведений о нем нет. Можно предположить, что лагерь и строительство (видимо, небольшое), скорее всего, находились в ближайшем к Кожухово Богородском, в районе Сокольников. Строение, возведенное в 1952 году, на карте возрастов домов указано по адресу: 5-й проезд Подбельского, 4А. В 1947 году лагерный пункт «Богородской» (так) подчинялся лагерному отделению для военнопленных № 17 Ховринского лагеря № 435. Был ли он связан с лагпунктом лагеря в Южном порту не установлено.
К апрелю 1952 года Кожуховский лагерь стал лагпунктом № 1 лагерного отделения № 7. С этого времени известен его адрес: 2-я Кожуховская ул., 26. Эта несуществующая сейчас улица проходила параллельно и южнее нынешней улицы Трофимова. Лагерь находился в самом конце улицы. Сейчас это территория больницы № 13, и на месте лагеря стоят корпуса дома № 26 по улице Трофимова.
2-й Южнопортовый проезд 1954–1955 гг. Забор справа раньше ограждал лагерь. Фото:
Лагерь в апреле 1952 года был переполнен: в нем жили 396 человек, хотя рассчитан он был на 240. Жили заключенные в деревянных
В 1952 году заключенных возили работать на «стройобъект ГВНК», стройобъект
В апреле 1952 года в лагерное отделение № 7 входили также лагерь на станции Непецино (лагпункт № 2), в Реутове (№ 3) и на Калужском шоссе (№ 5). Где находился в то время лагпункт № 4, неизвестно. К 1 января 1953 года лагпунктом № 4 стал называться Реутовский лагерь. Лагпунктом номер № 1 значится лагерь в Заморинском переулке, лагерь в Непецине был подчинен лагерному отделению № 8 в Коломне, № 5 остался на Калужском шоссе, а № 3 числился при стройконторе
Начальниками «Южной гавани» были: в 1952 году — лейтенант Титов, а в 1953-м — тов. Карпухин.
Летом 1953 года, как вспоминает Федер Хижняков, в лагере оформляли амнистированных: «Меня направил на пункт освобождения в Южный порт на реке Москве, где меня никак не могли освободить…». В другом варианте Хижняков вспоминает: «По распоряжению нач. лагеря, меня отправили в первый день освобождения на пункт освобождения в порт «Химки», там в течение недели спец прокурор освобождал согласно указа об амнистии». То есть его отправили в лагерь у Северного речного вокзала, другие сведения о пункте освобождения не разысканы.
Закрыт лагерь был вероятно не ранее осени 1954 года. С завершением гулаговской пеорида истории этого района в нем появляются несколько строительных предприятий. В адресно-справочной книге «Москва» 1956 года (по состоянию на 15 07.16) отмечен завод «Стройдеталь» в 1-м Южнопортовом проезде, которого нет в том же издании 1954 года (по состоянию на 1 октября 1954 года). «Завод деревоизделий» находящийся сейчас по адресу 2-й Южнопортовый проезд 26-а, ведет свою историю от «Деревообрабатывающего комбината ЗиЛа». Предположительно, одно из этих предприятий или они оба в начале 1950-х годов подчинялись 4-му Стройтресту МВД.
Существовавший до весны 1922 года Кожуховский лагерь для военнопленных (или Кожуховский концентрационный лагерь) находился у железнодорожной станции Кожуховская Московской окружной дороги и с лагерем в деревне Кожухово не связан.