Адрес: Москва, Петроверигский пер., д. 10 (сейчас — д.
Коммунистический университет национальных меньшинств Запада — учебное заведение Коминтерна — действовал в Москве в 1922–1936 годах.

Коммунистический университет национальных меньшинств Запада действовал в Москве в 1922–1936 годах. Это учреждение было далеким от научных занятий: оно относилось к учебным заведениям Коминтерна (наряду с Коммунистическим университетом трудящихся Востока и Университетом трудящихся Китая) и готовило будущих революционеров и политических работников. В качестве студентов принимались представители национальностей Запада СССР. Оно подразделялось на секторы: латышский, литовский, еврейский, белорусский, болгарский, итальянский, молдавский и югославский; в 1926 году был организован также молдавский сектор. В университете был установлен трехлетний срок обучения, существовали и одногодичные курсы.
Согласно информации в справочном издании «Вся Москва» за 1927 год, в университет принимались «только рабочие и крестьяне, имеющие

Информация о КУНМЗ в справочнике «Вся Москва». М. 1927
Коммунистический университет национальных меньшинств Запада разместился в здании бывшего лютеранского Петропавловского училища. В 1929–1931 годах по соседству был построен комплекс зданий общежития по проекту архитектора Г. Данкмана. В духе времени в полуподвале общежития располагался тир длиной 50 метров, который также служил газоубежищем.
Архитектор
После закрытия КУНМЗ общежитие было передано Московскому институту иностранных языков (сейчас — Лингвистический университет).


Некоторые преподаватели КУНМЗ были реэмигрантами или коммунистами, которые приехали в СССР в надежде на построение «нового мира». Многие из них подверглись репрессиям в годы Большого террора.
Вилис Дерман, один из основателей Латышской
Луиза Бруцер прибыла в Россию еще в 1914 году из Франции. Она была преподавателем КУНМЗ, методистом Наркомпроса. Она окончила Институт красной профессуры, с 1935 года была заместителем директора Московского государственного института иностранных языков.
Александр Малецкий был профессиональным революционером,
Варвара Будкевич родилась в Польше, в 1904 году вступила в Польскую социалистическую партию. В 1912 году окончила экономический институт Брюссельского Университета, после чего часто меняла свое место жительства: жила в Петрограде, Смоленске, Могилеве, Москве, Минске. Занималась научной работой и преподаванием. В 1919 году выступала с лекциями перед польскими военнопленными в Смоленске. В

Будкевич В. Э. фото sakharov-center.ru
Судьба многих выпускников КУНМЗ — номенклатурных работников на местах — также сложилась печально. Можно обнаружить сведения о них в «Книгах памяти».
Владимир Иванович Дизендорф (Diesendorf) во второй половине
Польская коммунистка Целина Вацлавовна Будзыньская приехала в Советский Союз в 1927 году. В польской секции Коминтерна она получила направление на учебу в Коммунистический университет Национальных меньшинств Запада. Вот как описывает Целина польскую секцию университета:
Вавилонская башня с 13 национальными секторами, в каждом из которых преподавание велось на родном языке. В польском секторе обучались преимущественно польские коммунисты из Белоруссии и с Украины,
из-под Житомира, Гомеля, Могилева, плохо говорящиепо-польски , а также немного бывших изгнанников из страны и эмигрантов. Преподавали среди прочих Стах Будзыньский и его брат Метек, Рега Будзыньская — первая жена Стаха, София Каменецкая, Михал Малецкий, Болеслав Пшибышевский.
После окончания института Целина стала женой своего бывшего преподавателя Станислава Будзынского. Их обоих арестовали в 1937. Сначала пришли за Станиславом. Уходя, он сказал ей
Судьба первой жены Станислава Регины, которая также была преподавателем университета, тоже сложилась трагично. Ее арестовали еще 1934, когда у нее на руках был маленький ребенок. Девочку удалось пристроить к ее одной единственной беспартийной знакомой. Регину же приговорили сначала к пяти годам лагерей. Затем в 1937 году срок удлинили до 10 лет, но несмотря на это спустя несколько месяцев ее расстреляли.
Еще один преподаватель университета, поляк Болеслав Пшибышевский, также был расстрелян в 1937 году.
В журнале «Большой город» опубликованы воспоминания людей, которые проживали в зданиях в Петроверигском переулке намного позже, в другую эпоху — в общежитии Московского института иностранных языков.
Джозефина Крейвенас (родилась в 1917 году в США, в городе Гудзон (штат Массачусетс), выпускница и преподаватель Московского института имени Мориса Тореза:
Мой отец, Крейвенас Иосиф Адамович, учился в Коммунистическом университете. По национальности он был литовцем. Папа приехал в 1927 году из США с группой
товарищей-американцев разных национальностей, чтобы помочь в строительстве коммунизма. Я приехала со своей мамой в Москву из США в самом конце сентября 1933 года. В общежитии в Петроверигском еще, вобщем-то , никто не жил — там продолжались отделочные работы. Все выходныеосенью-зимой 1933–34 годов я, папа и другие студенты Коммунистического университета ходили на субботники с тачкой и достраивали здание. В 1934 году отец закончил университет и получил направление в Белоруссию. В1937-м из Белоруссии я приехала учиться в Москву в Мориса Тереза на рабфак. Меня поселили в то же общежитие в Петроверигском, потому что у меня был маленький ребенок. Декан мне помог — дал ордер на комнату 168. Комната была одна на трех человек. Я жила там с мамой и маленькой дочкой. Условия в общежитии были очень хорошими. Все знакомые из института, и не только из института, приходили к нам принять душ с горячей водой. Даже в войну у нас была горячая вода. Во время войны в нашем буфете бесплатно выдавали сырую крапиву и ботву свекольную для еды. Мы на переменах бегали и ее жевали. В сильные морозы занятия со студентами переносили в мою комнату. В 1943 году я окончила вуз и стала работать преподавателем в Мориса Тереза. А в общежитии продолжала жить до конца1940-х годов.
Никита Кривошеин (родился в 1934 году во Франции в семье белых эмигрантов, в 1947 году вместе с семьей переехал в СССР, поступил в Институт иностранных языков, в 1971 году вернулся обратно в Париж; переводчик):
Общага Иняза в Петроверигском в начале
1950-х была по сравнению с подобными студенческими заселениями для иногородних местом «номенклатурным». Его обитателям завидовали постояльцы старого общежития МГУ на Стромынке, не говоря о тех, кому посчастливилось пребывать в окраинных студенческих поселениях технических вузов. Конструктивистское здание1930-х годов, очевидно задуманное в духе коммунального предкоммунистического житья«вместе-сообща» , состояло из комнат, вмещавших не тесно по четыре человека, никак не более. Другие институты помещали своих учащихся по 15–20 человек в комнату. Режим содержания студентов был, соответственно, жестче, чем в других общежитиях, — на шум, грязь, пустые бутылки было табу. Неукоснительное закрытие дверей в 22 часа, хоть где хочешь ночуй. Иногда проходили вечера самодеятельности или лекции. Уже после1953-го кому-то знавшему, что у меня есть несколько книг об импрессионистах, пришло в голову попросить меня на таком вечере об этой живописи рассказать, что я и сделал. Скандал вышел непомерный, дошло до ректора института, сталинистки Пивоваровой. Досталось не мне, а тем, кому в голову этот вечер пришел. Контингент — в основном провинциалы, принятые попутевкам-рекомендациям райкомов комсомола, большое количество фронтовиков, лет далеко за 30. С ними хорошо выпивалось. Скверные воспоминания остались о северных корейцах. Тот, который нам достался, перед сном вставал в позу плаката и громко на своем языке декламировал оду Ким Ир Сену. Отговорить его было невозможно.Общежитие Коммунистического университета // Большой город.
02.08.2011
В настоящее время часть комплекса зданий общежития