25.08.1968
Вводная статья
50-е отделение милиции
Главное здание МГУ
Институт им. Сербского (Пречистенская психиатрическая больница для заключенных)
Институт радиоинженерии и электроники Академии наук СССР
Институт русского языка АН СССР
Институт элементоорганических соединений Академии наук СССР
Казанский вокзал / Вагон-приемник Казанского вокзала
Квартира Александра Гинзбурга
Квартира Анатолия Якобсона
Квартира Вадима Делоне
Квартира Владимира Дремлюги
Квартира Ильи Габая
Квартира Константина Бабицкого
Квартира Ларисы Богораз
Квартира Льва Копелева
Квартира Натальи Горбаневской
Квартира Павла Литвинова
Квартира Петра Григоренко
Квартира Татьяны Баевой
Ленинградский вокзал
Лефортовская тюрьма
Лобное место. Протесты на Красной площади
Лубянка, 2
Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза
Народный суд Пролетарского района
Научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ
Октябрьская площадь
Площадь Маяковского
Тимирязевский суд
Ярославский вокзал
Тимирязевский суд

Объекты на карте:

Тимирязевский суд

Тимирязевский суд

Адрес: Москва, Писцовая ул., д. 16 корп. 5

21 августа здесь судили Анатолия Марченко за его книгу про послесталинские лагеря — «Мои показания». Стоя около здания суда, его друзья и сторонники узнали о вводе войск в Прагу, и именно здесь пятеро из них договорились выйти на демонстрацию на Красную площадь 25 августа. Позже к ним присоединились еще трое.

Анатолий Марченко. Фото: hro.org

Анатолий Марченко. Фото: hro.org

21 августа 1968 года, в день ввода войск Организации Варшавского договора в Чехословакию, в народном суде Тимирязевского района города Москвы проходил суд над Анатолием Марченко, формально — за «нарушение паспортных правил», фактически же — за книгу «Мои показания» о послесталинских политических лагерях, которая уже год распространялась в самиздате. Был и другой повод — 22 июля Марченко отправил в чехословацкие газеты письмо, в котором выражал солидарность с «Пражской весной» и протестовал против давления советского руководства и прессы на демократизацию в Чехословакии. Как и во время других политических процессов, вокруг здания суда собралась большая группа друзей, знакомых и просто сочувствующих, не имевших шансов попасть в зал суда. Среди них были Лариса Богораз, Константин Бабицкий, Вадим Делоне, Павел Литвинов и Владимир Дремлюга. Здесь же они узнали о вторжении, и здесь же, как вспоминают участники демонстрации, было принято решение выйти на Красную площадь в воскресенье. Натальи Горбаневской в тот день с ними не было — она находилась дома с ребенком. О месте и времени демонстрации ей позже сообщила Богораз, с которой они встретились через несколько дней на квартире Александра Гинзбурга. Богораз вспоминает:

На этот же день, на 21-е, был уже назначен суд над Анатолием, как водится, в каком-то зачуханном здании. Как стало обычным, во дворе суда собралась небольшая толпа «своих» — человек сорок — пятьдесят, приблизительно столько же охранителей порядка. Нас внутрь, конечно, не впускают («впустим на оглашение приговора»), но и не разгоняют. Все же несколько человек впустили, а остальные ждут этого самого приговора и не расходятся, что, видимо, и было сверхзадачей стражей порядка в этот день. Толино дело ерундовое — «о нарушении паспортного режима»; там и слушать-то нечего, но процесс тянется и тянется, уже и вечер. Весь этот день я просидела в зале радом с Комой (Вячеславом Всеволодовичем Ивановым), нас обоих впустили, и где-то уже в шестом-седьмом часу Кома говорит мне: «Лара, простите, ради Бога, я должен уйти. У меня сегодня день рождения, гости, наверное, уже собрались, ждут меня…». Когда суд, наконец-то, закончился, несколько человек ушли вместе и отправились домой к Петру Якиру. Там-то и происходил «преступный сговор». Где (на Красной площади — там практически нет дорожного движения, лишнего нам не припишут; но все-таки приписали «нарушение движения транспорта»), когда (25-го, в воскресенье — выходной, люди гуляют, кто-никто все же что-то увидит и, может, задумается), в котором часу (в полдень — из тех же соображений, а также чтобы лежебоки из нас не проспали, а рассеянные не перепутали час. Все практические соображения исходили опять же от Наташи — у нее слово, как всегда, не расходилось с действием. Ни о каких других конкретных деталях, кажется, не договаривались — кто, какие тексты плакатов, пусть придет, кто сам захочет (ведь ни от кого из собравшихся у Якира наш план не секрет; правда, тут же сам собой определился будущий состав демонстрации; кто хочет, может присоединиться, кто не хочет, волен передумать; впрочем, появление на площади Делоне, Баевой, отчасти и Файнберга было для меня полной неожиданностью). Договорились только о том, чтобы не оказывать милиции никакого сопротивления — тоже для того, чтобы избежать лишнего пункта в обвинении. Я вызвалась сообщить о демонстрации знакомым мне иностранным корреспондентам, конечно, была ставка на публичность. Не для того, чтобы имена наши узнали (мы и сами наперед всех не знали), а для того, чтобы стал известен сам факт протеста в СССР. Особенно чтобы это стало известно в Чехословакии.

Богораз Л. Сны памяти. М., 2009

Анатолий Марченко (1938–1986), писатель и правозащитный деятель, больше всего известен книгой «Мои показания» (1967, первое издание в Париже — 1969). «Мои показания» была первой книгой о политических лагерях эпохи «оттепели»; кроме того, она появилась — и в самиздате, и в печати — раньше самой известной книги о сталинских лагерях: «Архипелага Гулага» Александра Солженицына, законченного только в 1968 и опубликованного в 1970-е годы. Далекий от диссидентских и интеллигентских кругов столицы, Марченко оказался за решеткой уже в возрасте двадцати лет. В 1958 году он был приговорен к двум годам заключения за драку, в которой не принимал участия; бежал в следующем году, скрывался, однако был задержан при попытке перейти советско-иранскую границу; приговорен к шести годам лагерей по статье за измену родине. Выйдя на свободу в 1966 году, написал «Мои показания». С этого времени продолжалась постоянная слежка и провокации. Характерен один эпизод, который Марченко описывает в книге «Живи как все»:

Итак, мы выходим из подъезда. Сейчас же агенты оживились, произвели какие-то перегруппировки, рассеялись кто куда, «Волга» зафырчала мотором. Мы переходим на противоположную сторону к стоянке такси. Идем медленно: Ю. П. сильно хромает. За нами следуют несколько типов, дежуривших у подъезда. Один из них, в меховой шапке, забегает вперед, и вот мы видим, как он выглядывает из витрины булочной. Лариса [Богораз] вошла в стеклянную будку телефона-автомата, он мигом очутился в соседней будке и подглядывает, какой номер она набирает. Не позвонив, она вышла и присоединилась к нам — «меховая шапка» тоже выскочил, бросил трубку, выражение лица у него какое-то паническое, заполошное, как будто он плохо вызубрил урок и боится получить двойку.
Ю. П. бормочет:
— Какая наглость!
Снимает кинокамеру с плеча и на ходу ловит в объектив преследователей. Их внимание обращено на идущих впереди — Ю. П. немного отстал, — и они не сразу замечают съемку, а когда замечают, стараются отвернуть лица, даже закрываются руками.
Когда мы подошли к стоянке, «наша» «Волга» была уже там — успела развернуться. Около нее стоит крытый «газик», которого я до этого не видел. Обе машины — с выдвинутыми антеннами.
Мы решили не разъезжаться в разные стороны, а ехать всем вместе до Белорусского вокзала. Нам пришлось занять два такси: в одном Н. П., ее брат, Саня и я, в другом Лариса, подруга Н. П., Ира с приятелем. Тотчас же агенты попрыгали в свои две машины, и вся колонна двинулась почти разом. Впереди шла их «Волга», потом друг за другом наши такси, замыкающим — «газик». Нам было видно, как в их машинах пассажиры суетятся, вертятся, оборачиваются на нас, переговариваются друг с другом по радио. Иногда их машины менялись местами: первая замедляла ход и пропускала нас, а последняя в это время увеличивала скорость, обходила нас сбоку и занимала место в голове колонны. В эти моменты мы могли видеть этих типов, что называется, нос к носу. Наши таксисты, конечно, обнаружили преследование, и, как это часто бывает с шоферами в подобной ситуации, их охватил азарт. Они пытались обогнать идущую впереди машину, но это не удавалось (впоследствии я видел не раз такую же реакцию шоферов на погоню: не пытаясь узнать, кто гонится, зачем и почему, они прибавляли газу, делали резкие повороты, неожиданно меняли маршрут и т. п.).
Все это время Ю. П. снимал гонки на кинопленку.
Наша машина подъехала к вокзалу и затормозила недалеко от метро. Сразу же остановилась и черная «Волга», агенты высыпали из нее и заняли позиции вокруг нас. Приметная «меховая шапка» топчется перед входом в вокзал, курит, не спуская с нас глаз. Тут как раз прибыла вторая наша машина, а за ней «газик».
Пока мы расплачиваемся с таксистами, Саня подходит вплотную к «меховой шапке».
— Разрешите прикурить?
Тот испуганно шарахается, шипит:
— Иди, иди, иди отсюда!
И все-таки странно: буквально наступают на пятки, а брать не берут. Зачем же ходят следом?
Лариса, Саня и я быстро, почти бегом идем к метро (остальные наши поотстали), я опускаю пятак, мигом проскакиваю через контрольный автомат и бегу вниз по эскалатору. Агенты кидаются за мной, не успев опустить пятаки (может, не приготовили?), автоматы срабатывают и перекрывают проход. Тогда агенты, недолго думая, перепрыгивают через преграду и, расталкивая пассажиров, мчатся вниз. За ними, возмущенные такой наглостью, бегут контролеры метро, вслед им свистит милиционер. Я наблюдаю это картину снизу: стою и жду друзей. Спрашивается, зачем бежал, куда? И сам не знаю. Тот же азарт ухода от погони охватил и меня.
Лариса, Саня и агенты оказываются рядом со мной все одновременно. Лариса и Саня с двух сторон крепко берут меня под руки — чтоб не вырвали. А сзади в самое ухо противный голос бормочет: «Куда бежишь, куда бежишь?»
К ним подбегают запыхавшиеся работники метро, а за ними следом милиционер. Этим до нас нет дела, они тянут нарушителей за рукава, требуют подняться наверх, в комнату милиции. А нарушители твердят какие-то смутные слова, что, мол, без нас они ни шагу, что мы все вместе. Тогда милиционер приглашает и нас:
— Граждане, пройдемте, там разберемся.
Некуда деваться, приходится подчиниться службе порядка. В комнату милиции набивается полно народу: четверо агентов — это «нарушители», нас восемь человек — «свидетелей», несколько служащих метро и милицейских. Мы видим, как «меховая шапка» в стороне что-то шепчет милиционеру, тот шепотом докладывает начальству — офицеру милиции, показывая глазами на нас. Офицер кивает. После этого «меховая шапка» и милиционер куда-то смылись, а офицер начал довольно вялые и бестолковые расспросы, что да как. Видно, что происшествие его уже ничуть не интересует, он просто тянет время, занимая нас «делом». Явно ждет чего-то или кого-то.
Так оно и есть. В комнату входят двое в штатском, в шляпах: один маленький, круглый, другой высокий, сухощавый. Офицер вскакивает, уступает свое место маленькому, и тот располагается по-хозяйски: сразу видно, начальство.
— Что произошло? — спрашивает маленький.
— Вот они, — женщина-контролер показывает на агентов, — нахально проскочили…
— Ладно, ладно, вы идите на свой пост, товарищ старшина в курсе? Он доложит. Вы идите, идите…
Офицер ловко выпроваживает ее из комнаты.
Тогда маленький обращается сразу к нам:
— В связи с происшествием — предъявите документы.
Мы понимаем, что у них какой-то свой план и что спорить бесполезно; но начинаем базарить: какие-то типы нас преследуют, нарушили порядок в метро, а нас из-за них здесь держат, да еще и документы требуют. Пусть они предъявят свои!
— Пожалуйста, можем начать с них. Давайте ваши документы, — протягивает он руку к агентам.
Те поочередно подают ему — не паспорта, а какие-то служебные удостоверения. Он просматривает и зачитывает вслух:
— Мастер завода… Работник склада…. слесарь… Ну вот, мы это все запишем.
— Запишите еще, что эти мастера и слесари гонялись за нами по всей Москве.
— Я не гонялся, — говорит «меховая шапка». — Я ехал по делу и случайно влип в эту историю.
— Случайно! В одной машине вот с этими случайно ехали вслед за нами от дома, случайно все вместе побежали за мной в метро, окружили там меня тоже случайно? И через барьер на эскалатор без пятаков тоже прыгали случайно?
— Почему вы так думаете, что он за вами ехал? — останавливает маленький. — Кто вы, собственно?
— А вы кто? Мы вас не знаем, и вы без формы.
— Мы оба, и я и вот этот товарищ, — он показывает на своего молчаливого сухопарого напарника, — мы из угрозыска. Моя фамилия Медведев. Мы разыскиваем одного человека, некоего Марченко. Может, он среди вас. Предъявите документы.
У Ю. П. не оказалось никаких документов, только бесплатный проездной билет (с фотокарточкой) на городской транспорт — привилегия депутата райсовета. Медведев бегло просматривает паспорта — кроме моего. Немного дольше вертит в руках депутатский «мандат» Ю. П. Записывает фамилии моих друзей на клочке бумаги — и принимается за изучение моего паспорта.
Тем временем высокий, пошептавшись с одним из агентов, обращается к Ю. П.
— Товарищ, откройте кинокамеру и засветите пленку.
— Почему? — спрашивает Ю. П.
Мы тоже ввязываемся в спор. Высокий настаивает. Медведев, держа в руке мой паспорт, переговаривается с «меховой шапкой». Потом он вмешивается в разговор о кинокамере:
— Вы делали съемки на улицах Москвы и в метро…
— А это не запрещено. Около секретных объектов мы и близко не были.
— Засветите пленку, просим вас, — опять разговор с нами ведет один Медведев, а высокий отошел в сторону.
— Я не стану этого делать, — упирается Ю. П. — Объясните, в чем дело, почему вам не нравится кинокамера?
— Вы должны засветить…
— Вы меня засняли, — влезает «меховая шапка», — а я, может, не хочу. Это нельзя.
— А выслеживать нас можно? Я этого тоже не хочу.
Медведев пытается перевести все в шутку:
— Поверьте, не каждому вообще приятно сниматься. Вот я, например, не хочу с моей прической красоваться на фотокарточке.
Он театрально снимает шляпу и гладит себя по голому черепу.
— Мы снимали этих людей, потому что они преследуют нас. На пленке доказательства.
Шутки шутками, но появился и угрожающий тон: если вы добровольно не согласитесь, отберем кинокамеру и засветим сами. Услышав это, Ю. П. был взбешен. Тогда остальные, видя, что этот очень сдержанный человек в ярости может наделать глупостей и нажить себе неприятности, стали его успокаивать и уговаривать согласиться. И Ю. П. в конце концов засветил пленку.
Медведев объявляет:
— Все могут быть свободными. Идите по своим делам. А Марченко нам нужен, — он оборачивается ко мне. — Прошу за нами.
Мои друзья в один голос запротестовали:
— Мы без него никуда не пойдем! Одного его с вами не отпустим!
И опять меня крепко держат под руки мои друзья — милиции без применения силы не подступиться. А потасовки они не хотят.
— Что вы так расстраиваетесь за своего Марченко, — опять шутит Медведев, но в тоне его слышно недовольство, — ничего с ним не случится. Поговорим и все: вы в него так вцепились, будто его у вас собираются вырвать из рук!
— Пусть себе идут все вместе, если им так хочется, — вмешивается высокий.
И теперь чувствуется, что настоящий начальник не Медведев, а он.
Я уговариваю друзей оставить меня и подождать где-нибудь, пока мы «объяснимся». Но они и меня не слушали. Большой компанией мы выходим из метро и, возглавляемые Медведевым и вторым, идем в отделение милиции. Агенты идут сзади на почтительном расстоянии от нас.
В кабинет все же ввели меня одного, остальным пришлось ждать в коридоре.
В кабинете мне указали на стул около стола. Медведев отошел чуть дальше, как бы уступая первую роль высокому, а тот стал прохаживаться по кабинету. Потом он остановился рядом со мной.
— Марченко, вы постоянно нарушаете паспортные правила. Длительное время проживаете в Москве без прописки.
И он делает паузу, видно, ожидая моей реакции на сказанное. Но я молчу. Тогда он продолжает:
— Если вы в течение трех суток не выедете из Москвы, вас будут судить за нарушение паспортных правил. Предупреждаем: не задерживайтесь в Москве более семидесяти двух часов после нашего разговора.
Мне опять не верится: отпускают, что ли? Так и хотелось спросить: а брать-то когда будете? Я не чувствовал к своему «освободителю» никакой благодарности.
Выдержав паузу, он сказал:
— Нам с вами, Марченко, необходимо поговорить. Вы сами знаете, о чем.
— Говорите, я послушаю.
— Не здесь и не сейчас. Давайте договоримся, когда.
— Ни о чем не собираюсь с вами договариваться…
— Эти трое суток вы будете жить в квартире Богораз? Я вам туда позвоню, и мы условимся.
Напряжение последних дней прорвалось у меня настоящим взрывом:
— Не понимаю, что вам нужно от меня! Ваши молодцы преследуют меня по пятам, ловят, волокут — а вы: «поговорить», «условимся»! Лучше я эти трое суток с друзьями проведу!
— Нам все равно придется встретиться и побеседовать, и вы, Марченко, это отлично понимаете.
С тем он меня и отпустил. Я вышел, меня окружили друзья. До этой минуты они не верили, что меня отпустят — боялись: а вдруг в кабинете есть другой выход и меня тайком увезут в тюрьму.
Это первое мое столкновение лицом к лицу с ГБ так и остается для меня загадочным. Все мои друзья ломали голову над неожиданной, новой тактикой этой организации, в большинстве случаев прямолинейно-сокрушающей, бьющей наотмашь всегда, когда она может ударить. Каждый выдвигал свою версию, но все сходились на одном: верить им нельзя, они задумали что-то хитрое и коварное. Опять мне советовали исчезнуть и во всяком случае не возвращаться в Александров: раз меня так настойчиво выпроваживают туда, значит, именно там меня ждет наибольшая опасность… Мне самому это казалось вполне вероятным: в городке у меня ни одного знакомого, живу на дальней окраине, пробираться домой приходится через железнодорожные пути, пустыри и трущобы, по зимнему времени в полной темноте — очень удобная обстановка для любой провокации, для того, чтобы разыграть несчастный случай, драку с поножовщиной, да что угодно.
<…> Через несколько дней меня снова схватили на улице и привезли в какое-то отделение милиции. В кабинете меня уже ждал тот же человек, что и в прошлый раз. Теперь он уже не стал маскироваться:
— Я работник госбезопасности Семенов. Никаких вопросов не задавайте, говорить буду я. О вас, Марченко, мы все знаем: и о вашей книге «Мои показания», и о том, что вы передали ее за границу и распространяете по стране. Никто не собирается вас за это преследовать. Поймите это не как нашу слабость, а как нашу гуманность. Езжайте в Александров и живите, работайте, как все советские люди. Вы никому не нужны!..
Что за сон? Госбезопасность проявляет гуманизм? Такого не бывало и не может быть, я не верю этому. Какая-то своя у них цель, непонятно, какая (я и сейчас ломаю над этим голову). Вот и в голосе Семенова слышны стальные нотки:
— Если вы не уедете из Москвы, вас будут судить не за книгу, а за нарушение паспортных правил. Живите, как все. Прекратите поливать грязью родину и советский строй. Если вы не перестанете клеветать, вас предупреждают, вы будете высланы из страны.
— ?!?!? В Мордовию, что ли?
— В любую страну за границу. Вы же когда-то сами хотели бежать, — язвит Семенов. Видимо, уже сверх программы, от себя добавляет: 
— Герой! Да вы просто трус, прячетесь от наших сотрудников, убегаете в окно. Сами все кричат: как при Сталине, как при Сталине. Что от вас осталось бы — при Сталине? Кто с вами стал бы разговаривать?!
На этот раз у меня снова потребовали подписку о выезде из Москвы. И я уехал в Александров. Кто знает, если бы я выполнил распоряжение Семенова и в дальнейшем «жил, как все», — может, меня действительно не тронули бы? Во всяком случае, предсказание Семенова исполнилось, и в августе 1968-го меня судили не за книгу и не за последующие выступления, а «за нарушение паспортных правил».

Марченко А. Живи как все. New York, 1987

21 августа суд приговорил Марченко к году заключения, однако по истечении этого срока были добавлены еще два, так что он вышел только в 1971 году. Анатолий Марченко был осужден шесть раз и в общей сложности провел в лагерях и ссылке 19 лет. 8 декабря 1986 года Марченко умер в Чистопольской тюрьме. За несколько дней до этого он прекратил голодовку (в которой требовал освобождения политических заключенных в Советском Союзе), продолжавшуюся четыре месяца. Его смерть вызвала широкий отклик как среди советских диссидентов, так и за рубежом. Принято считать, что это событие окончательно убедило Горбачева вернуть Андрея Сахарова из Горьковской ссылки и начать процесс освобождения политзаключенных.

Первое издание книги Анатолия Марченко «Мои показания» (Париж, 1969)

Первое издание книги Анатолия Марченко «Мои показания» (Париж, 1969)

Горбаневская Н. Полдень. М., 2007