Железнодорожные станции Московской железной дороги

В 1920-е годы заключенные концлагерей достаточно массово посылались на принудительные работы близ железнодорожных станций Москвы и Московской области. Как правило, суть их работ сводилась к разгрузке дров, топливным заготовкам, пилке или рубке леса, принятию тяжелых грузов и доставке их в различные места по Москве и области.

Железнодорожная станция Фаутово. Первая половина 1920-х гг. Фото: Henry Sara Collection (15b/5/2/03/024), Modern Records Centre, University of Warwick

Железнодорожная станция Фаутово. Первая половина 1920-х гг. Фото: Henry Sara Collection (15b/5/2/03/024), Modern Records Centre, University of Warwick

Станция «Фаустово»

Станция «Фаустово» Рязанского направления Московской железной дороги была открыта в 1862 году и названа по близлежащему селу Фаустово в Воскресенском районе Московской области. В начале 1921 года сюда на принудительные работы направлялись работники 4-ой Трудовой дружины. Дружины формировались из военно-пленных поляков, бывших польских фицеров, которые на тот момент в основном содержались в Рождественском и Кожуховском концентрационных лагерях.

Станция «Томилино»

Железнодорожная станция Рязанского направления была открыта в 1898 году, вскоре после завершения строительства участка Москва — Коломна Московской железной дороги. Названа по близлежащему поселку Томилино.

Еще в дореволюционное время Томилино имел славу престижного подмосковного дачного поселка, застройка этого участка началась в самые первые годы 20 века. В 1914 году в Томилино значилось уже 350 дач и других жилых строений (например, летний театр с танцевальной площадкой). В 1920 году открылась местная начальная школа.

Свое название поселок получил благодаря владельцу первых построек — Клавдию Николаевичу Томилину (1871–1947). В дореволюционной России Томилин был человеком богатым и известным: он управлял товариществом банков «Волков и К», был членом правления «Общества средних торговых рядов», также входил в правление Московско-Рязанской железной дороги. После революции эмигрировал, вернулся в СССР в 1947 году и вскоре умер. Его единственная дочь, Александра Клавдиевна Томилина, известна как вторая жена знаменитого авангардиста, одного из крупнейших живописцев 20 века Михаила Ларионова.

В феврале 1921 года на станцию командировались заключенные Покровского концентрационного лагеря, а также 4-ая Трудовая дружина военнопленных поляков. Известно, что в 1940-е годы в Томилино располагался ОЛП (отдельный лагерный пункт), также детский сад для детей работников центрального аппарата ГУЛАГа.

Станция «Обираловка»

Станция «Обираловка» Нижегородской железной дороги была открыта в середине 19 века. Изначально была конечной, имела разворотный круг и, по одной из версий, получила свое название из-за разбойников, обиравших тут купцов.

В конце 19 — начале 20 веков П-образное здание вокзала находилось по адресу: Нижегородская улица, 9А, деревня Обираловка. Оно «как временное было выстроено одноэтажное, деревянное, на каменном фундаменте, с двумя пристройками по концам, перпендикулярными к главному корпусу» (Рерберг И. Ф. История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первых XXV лет).

После Революции 1917 года железнодорожники Обираловки одними из первых восстановили свое путевое хозяйство и подвижной парк. Началась электрификация дороги на участке между Москвой и Обираловкой. Строили электродепо. Ход работ, завершенных на три месяца раньше срока, освещался в местной газете «Большевистский путь».

Рязанцева М. И. Железнодорожный, Обираловка тож // Московский журнал. История государства Российского. 2007. № 8. С. 11–18

В 1920 году на станцию «Обираловка» на принудительные работы по заготовке дров направлялись заключенные Кожуховского концентрационного лагеря (ГАРФ Ф. Р.393. Оп. 89. Д. 96. Л. 156–157).

Станция, которая с 1939 года называется «Железнодорожной» (Горьковское направление МЖД), также известна как место гибели главной героини романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

 — Прикажете до Обираловки? — сказал Петр.
Она совсем забыла, куда и зачем она ехала, и только с большим усилием могла понять вопрос.
 — Да, — сказала она ему, подавая кошелек с деньгами, и, взяв в руку маленький красный мешочек, вышла из коляски.
Направляясь между толпой в залу первого класса, она понемногу припоминала все подробности своего положения и те решения, между которыми она колебалась. И опять то надежда, то отчаяние по старым наболевшим местам стали растравлять раны ее измученного, страшно трепетавшего сердца. Сидя на звездообразном диване в ожидании поезда, она, с отвращением глядя на входивших и выходивших (все они были противны ей), думала то о том, как она приедет на станцию, напишет ему записку и что она напишет ему, то о том, как он теперь жалуется матери (не понимая ее страданий) на свое положение, и как она войдет в комнату, и что она скажет ему. То она думала о том, как жизнь могла бы быть еще счастлива, и как мучительно она любит и ненавидит его, и как страшно бьется ее сердце.

Толстой Л. Н. Анна Каренина. 1877

Станция «Кашира»

На станцию «Кашира», построенную в 1900 году на участке Рязано-Уральской Железной Дороги, в 1921 году на принудительные работы направлялись заключенные Покровского лагеря (ГАРФ. Ф. Р4042, Оп.1а. Д. 28. Л. 2, л. 43). Не исключено, что их работа могла быть связна с постройкой Каширской ГРЭС имени Г. М. Кржижановского, которая была открыта в городе Кашира Московской области в 1922 году.

Станция «Лизино»

Грузовая станция «Лизино» Лизинской ветки Московско-Казанской железной дороги была открыта в начале 20 века и названа по расположенному рядом пруду недалеко от Симонова монастыря (упразднен и разрушен, на его месте в 1930-е годы был построен Дворец культуры ЗИЛ).

Лизин пруд, в свою очередь, получил такое имя благодаря главной героине повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Из повести следовало, что Лиза жила в Симоновской слободе и утопилась в Сергеевом пруду, который после выхода произведения в свет все стали называть Лизиным.

Пруд стал высыхать еще в середине 19 века, в начале 20 века окружавшая его территория стала застраиваться жильем, а в 1930-х годах его и вовсе засыпали. Позже на этом месте был построен административный корпус завода «Динамо».

До наших дней сохранился вокзал товарной станции Лизино, построенный в 1915 году. Небольшое двухэтажное здание из красного кирпича расположено в самом начале улицы Ленинская Слобода. Станция, как и вокзал, играли важную роль в развитии города, главным образом обслуживая крупные промышленные предприятия Москвы, расположенные в этом районе («Динамо», ЗИЛ и другие).

В 1920 году на станцию Лизино посылались принудработники-заключенные Кожуховского концентрационного лагеря (ГАРФ. Ф. Р393. Оп. 89. Д.96. Л. 48).

Станция Лизино была окончательно закрыта в 1957 году, а в зданиях старого железнодорожного комплекса сегодня располагаются Женская консультация № 17, филиал Городской клинической больницы имени С. С. Юдина, и подстанция скорой помощи.

Станция «Кожухово»

Грузовая станция «Кожухово» Московской окружной железной дороги была открыта в конце первого десятилетия 20 века. По документам Кожуховсого лагеря (например, ГАРФ Ф.Р4042. Оп. 8. Д.162. Л. 54), находящегося вблизи нее, заключенные регулярно посылались сюда бригадами по несколько человек, в большинстве случаев — в качестве грузчиков.

Станция «Люблино-Сортировочное»

Станция «Люблино-Сортировочное»Московско-Курской железной дороги построена в начале 20 века и открыта в 1904 году. Названа по расположенному рядом подмосковному селу Люблино (в 1925 — отдельный город, с 1960-х годов — часть Москвы).

В 1921 году на станцию посылались военнопленные поляки 1-ой Трудовой дружины Рождественского лагеря принудительных работ (ГАРФ Ф. Р8406. Оп.1. Д.55. Л. 32). Кроме того, в 1926–27 годах на станции Люблино работали заключенные Сретенского дома заключения (ГАРФ Ф.Р4042. Оп.10. Д.59. Л.4). Они занимались работой по орошению полей.

Станция «Кудиново»

Станция «Кудиново» Московско-Нижегородской железной дороги действует с 1861 года. Название было дано по расположенному в 3-х километрах селу Кудинову. В 1963 году станция была переименована в «Электроугли» Горьковского направления МЖД. 

В 1920—1921 годах на станции работали заключенные Кожуховского и Ордынского лагерей принудительных работ. Их работы были связаны с лесоразработками. Известно, что принудработники жили в «бывшей даче Брунова». Кроме того, в Кудиново находилось Бюро топлива Отдела ВСНХ. 

Телефонограмма 288 
В отдел принудительных работ от отдела снабжением продовольствием
Отдел ставит вам в известность, что заключённые Кожуховского лагеря [3 человека – прим.автора] бежали 15 марта, а Кажавин Фёдор бежал 22 марта. Все 5 человек сбежали со станции Кудиново Нижегородской жел. Дор., где они работали на лесном участке, в даче бывшей Брунова. Захватив с собой выданное им белье, обмундирование, постельное принадлежности.
[Подписи] 
24 марта 1920

ГАРФ. Ф. Р393. Оп. 89.  Д. 96. Л. 155
 

Телефонограмма <...> Из НКПС
Москва Курская ДКОМ Д ДС копия Центрэвак на номер 1608
<...> У состава поезда номер 34 прицепите один оборудованный под посадку заключённых Кожуховского лагеря 26 человек и 3 конвойных, следующих на лесоразработки до ст. Кудиново Оформление поезда на общих основаниях. 
<...>

ГАРФ. Ф. Р393. Оп. 89.  Д. 96. Л261

Станция «Вербилки»

Станция Савеловского направления Московской железной дороги была открыта в 1901 году. Первое время называлась «Кузнецово» — по фамилии владельца Вербилковского фарфорового завода. С 1905 года станция, как и примыкающий к ней поселок, носит название «Вербилки».

Известно, что вблизи станции «Вербилки» в 1921 году располагался Лесозаготовительный лагерь (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп.1а. Д. 2а. Л. 36). На лесозаготовительные работы на станцию также посылались заключенные Рождественского и Семеновского концлагерей, включая дружину военнопленных поляков (ГАРФ. Ф.Р4042. Оп.1а. Д. 32. Л. 141).

В Московское управление принудработ
На ваше отношение от 12/9/1921 сообщаю что на ст Вербилки работают заключенные осужденные за бандитизм и дезертирство (все «Антоновцы»).

В телеграмме под «антоновцами» имеются ввиду участники Тамбовского восстания 1920–1921 годов, одного из самых крупных мятежей времен Гражданской войны против власти Советов. Одним из его лидеров был член партии эсеров Александр Антонов, а также его брат Дмитрий.

Станция «Удельная»

Железнодорожная платформа «Удельная», сегодня расположенная в поселке Раменского района Московской области, была открыта в 1894 году. 

Осенью 1920 года заключенные Кожуховского концлагеря принудительно работали под руководсвом Заведующего разработками топлива при станции Удельная Московско-Курской железной дороги (ГА РФ. Р-4042. Оп.8. Д.162. Л.3.). 

В середине 1920-х поселение вблизи станции получило статус дачного поселка с тем же названием. 

Железнодорожные станции СССР. Справочник. М.: Транспорт, 1981
Переписка с Кожуховским концентрационным лагерем принудительных работ о привлечении заключенных к общественным работам, о побегах, болезни и смерти заключенных, об освобождении их и отправке на родину, о личном составе... (ГАРФ. Ф. Р393. Оп. 89. Д. 96)
Рерберг И. Ф. История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первых XXV лет. М., 1887
Приказы №№215–259 Кожуховского сборно-распределительного пункта и концентрационного лагеря по личному составу за сентябрь-октябрь 1920 г. (ГАРФ. Ф.Р4042. Оп. 8. Д.162)