Шаламовская Москва
Вводная статья
Антисталинская демонстрация 7 ноября 1927 года
Боткинская больница (1957–1958)
Бутырская тюрьма
Васильевская, 2 (1972–1979)
Главное здание МГУ
Гоголевский бульвар, 25 — московская прописка после реабилитации (1956–1957)
Дом Союзов / Читальня МОСПС (1924–1929)
Дом-интернат для престарелых и инвалидов
Издательство «Советский писатель»
Квартира Бориса Пастернака
Квартира Варлама Шаламова в 1957–1972
Квартира Маяковского. «Новый ЛЕФ»
Квартира Натальи Кинд-Рожанской / Кибернетический семинар Александра Лернера
Квартира Натальи Столяровой
Квартира Ольги Ивинской (1956)
Квартира сестры Шаламова, место прописки в 1926–1929 годах
Квартира Софьи Балавинской-Поповой
Квартира Юлия Шрейдера
Квартира Якова Гродзенского
Квартира-«салон» Н. Я. Мандельштам
Кожевенный завод, г. Кунцево (1924–1926)
Комната Н. Кастальской — нелегальные ночевки в Москве
Кунцевское кладбище
Курсы подготовки в вуз
Ленинская библиотека, новое здание
МГУ (корпуса на Моховой)
МГУ, факультет советского права
МЧК / УНКВД Москвы и Московской области / Тюрьма московского областного управления НКВД
Общежитие 1-го МГУ (1926–1928)
Ордынский концлагерь. Квартира Ардовых
Пашков дом — Румянцевская библиотека
Пляж в Серебряном Бору
Подпольная типография, арест Шаламова (1929)
Политехнический музей
Психоневрологический интернат
Редакция журнала «Москва»
Редакция журнала «Новый мир»
Редакция журнала «Октябрь». Издательство Academia. Московский окружной комитет по перевозкам
Редакция журнала «Юность» (1971–1978)
Редакция журнала «Юность» (до 1971 г.)
Сетуньская больница (1924–1926)
Стадион «Динамо»
Театр Всеволода Мейерхольда
Театр на Таганке
Центральный дом литераторов (1960-е годы)
Церковь Николы в Кузнецах
Чистый переулок (1934–1937) — жизнь между арестами
Редакция журнала «Москва»

Объекты на карте:

Редакция журнала «Москва»

Редакция журнала «Москва»

Адрес: г. Москва, ул. Арбат, д. 20

Адрес: ул. Арбат, 20

Адрес: ул. Арбат, 20. Фото: 

Работа Шаламова в журнале «Москва» в 1956–1958 годах

После реабилитации, полный надежд, уверенный в своих силах, В. Т. Шаламов навсегда возвращается в Москву с желанием опубликовать написанное, и его действительно очень скоро печатают — в журнале «Знамя» (1957), затем — в журнале «Москва» (1958), где он к тому времени уже работает. Бóльшая часть напечатанного им в журнале — заметки для рубрики «Смесь», но при этом уже в пятом номере выходит статья писателя на 12 полос — «Адресная книга русской литературы». Его статьи есть в семи из двенадцати номеров за 1957 год. Вероятно, с лета 1958 года писатель вынужден прекратить постоянное сотрудничество с журналом.

Литературно-художественный журнал «Москва» выходил с 1957 года, но уже 20 ноября 1956 года В. Т. Шаламову дано поручение редакции собрать «материалы о культурной жизни столицы» для органа Совета писателей РСФСР и московского отделения СП. В содержании журнала имя Варлама Шаламова впервые появляется лишь в № 3 за 1958 год, где опубликованы его стихи. После этого работы писателя выходят с подписью «В. Шаламов» еще 9 раз, 2 раза — с подписью «В. Ш.». В упомянутом номере журнала есть и краткая справка: «Шаламов Варлам Тихонович. Родился в 1907 г. в Вологде. Учился в МГУ на юридическом факультете. Печататься начал в 1934 году. Первый рассказ "Три смерти доктора Аустино" опубликован в журнале "Октябрь" (1936). Первые стихи напечатаны в журнале "Знамя" в 1957 году».

Шаламов в конце 1950-х годов

Шаламов в конце 1950-х годов

После череды болезней (июль 1957 — март 1958) писатель получает третью группу инвалидности, но его пенсии едва хватает на жизнь, поэтому он вынужден подрабатывать. С 1958 по 1964 год он пишет «внутренние рецензии» на приходящий в редакцию «Нового мира» самотек, также известна одна статья, написанная Шаламовым для «Москвы».

Большая часть публикаций В. Т. Шаламова в журнале размещена в рубрике «Смесь». В этом разделе публиковались статьи на политические, общественно значимые темы, анонсы спортивных событий, фестивалей, очерки по истории города, материалы культурологического характера. С мая 1959 года объем рубрики сокращается и меняется ее название; теперь она зовется «Вчера, сегодня, завтра», вскоре после этого и вовсе упраздняется.

О чем писал Шаламов в «Москве»

Заметки на тему общественной жизни Москвы, о воплощении строительных планов Н. С. Хрущева, о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, об экономическом развитии города с начала XX века занимают не самое большое место среди публикаций В. Т. Шаламова. Эта поденная работа — та плата, которая была необходима для укрепления его положения в журнале. Неслучайно все эти статьи и заметки относятся к 1957 году.

Отметим, что все эти материалы написаны исключительно добросовестно. Несмотря на то что они не дают такого простора для выражения своих идей, как историко-литературные очерки, и написаны скупым языком, в них слышен голос Шаламова.

Работа над историческими очерками и статьями на первый взгляд тоже может показаться поденщиной, но, как нам представляется, В. Т. Шаламову она не была столь чужда, как приведение скупой статистики. Хотя роль архивной работы в творчестве В. Шаламова остается мало исследованной, она занимала важное место во время написания цикла «Перчатка», очерка «Федор Раскольников», незаконченной «Повести наших отцов». Опубликованные в журнале «Москва» очерки «Одежда улиц» (об истории строительства дорог в Москве), «Арсенал революции» (об архивах Тулы), статьи «Кто изобрал баян?» (история изобретения баяна туляком Н. И. Белобородовым) и «Сто пятьдесят семь мемориальных музеев» (о создании мемориальных музеев в СССР) построены исключительно на исторических документах. Последние две статьи являются историко-культурными. К ним же относится статья-расследование «Первая картина Третьяковской галереи» — о том, какое полотно первым легло в коллекцию П. М. Третьякова, и статья, основанная на архивных данных музея П. И. Чайковского в Клину, — «Чайковский-поэт».

Но особого внимания заслуживают большие историко-литературные статьи автора «Колымских рассказов». В них находят отражение ключевые в творчестве писателя темы исторической и культурной памяти, необходимости преемственности между поколениями. Статья «Первый номер "Красной нови"» выходит с огромными сокращениями. Но в ней осталось очень многое, что так важно было донести В. Т. Шаламову до читателя. Важнее всего Шаламову было при помощи этой статьи вернуть имя главного редактора журнала — А. К. Воронского. Несмотря на официальную реабилитацию писателя, редакция не разделяла чаяний Шаламова: из первоначальных 11 упоминаний Воронского в статье в напечатанном варианте осталось лишь 4. О своей борьбе за статью Шаламов писал: «Заметка ("Кр. Новь") здорово сокращена и почищена, но и в этом виде едва нашла себе место в журнале».

Эта идея сохрания памяти звучит и в статье «Адресная книга русской культуры», историко-литературном обзоре мест Москвы, связанных со становлением культурного климата города — «история родной литературы от Аввакума до Горького». Во вступлении к обзору, обосновывая этот временной диапазон, В. Т. Шаламов пишет: «Московская летопись писалась много веков. Записи сделаны разными почерками. Дома это не только память о писателях. Это и память об архитектуре, о быте ушедшего в прошлое времени. <…> Вся литературная Москва — адресная книга нескольких столетий. Она дорога нам от первой до последней страницы — от мрачных келий Андронниковского монастыря, где триста лет назад допрашивали протопопа Аввакума, автора знаменитого "Жития", до светлого особняка у Никитских ворот, где жил наш современник Алексей Максимович Горький. Летопись непрерывна. <…> С волнением мы "читаем" эти дома на улицах восьмисотлетнего города. Живые, они воскрешают нам людей, время, оживляют в памяти знакомые с детства страницы и строки. С замиранием сердца мы думаем, что в вот это именно окно можно было увидеть Грибоедова, перебирающего листки "Горя от ума"…»

Судя по фонду В. Т. Шаламова и фонду журнала «Москва» в РГАЛИ, не были пущены в печать очерки В. Т. Шаламова о Н. В. Гоголе, А. К. Толстом, об ученом-трансплантологеВ. П. Демихове, о Борисе Южанине и театре «Синяя блуза», статья «Пушкинская премия», рецензия на книгу В. Казанского «Роман в стихах», а также рецензия на первые пять номеров альманаха «На Севере Дальнем». Все эти материалы могут многое рассказать о тех темах, которые были особенно важны В. Т. Шаламову в 1950-е годы. Так, например, в очерке о хирурге развиваются две темы: фантастический успех медицины и близящаяся возможность побороть смерть. Шаламов, выживший в лагере благодаря обучению на фельдшера, с благодарностью вспоминавший врачей, посвятит им серию очерков не в одном цикле «Колымских рассказов».

Показательна данная в коротком опубликованном очерке оценка В. Т. Шаламовым судьбы А. П. Чехова: прогрессирующий туберкулез гнал писателя из Москвы, в которой он сменил десятки адресов, «Чехов как врач не мог не знать своего состояния, но и приговоренный к смерти и знающий свои сроки, Чехов нашел в себе достаточно душевных сил работать до последнего дня и написать такие вещи, как "Вишневый сад". В письмах его нет ничего похожего на пессимизм, никаких жалоб, никаких сожалений. Жизнь Чехова — героическая, исключительная жизнь». Как много может сказать такая брошенная походя фраза о позиции писателя и как трагически эта оценка отзовется уже через полгода (когда начнется череда болезней, резко ограничившая работоспособность Шаламова) в его собственной судьбе…

Анна Гаврилова
Источники, литература, ссылки:
Гаврилова А. П. Работа Шаламова в журнале «Москва» в 1956–1958 гг.
РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед. хр. 88, 119, 120, 123, 368
РГАЛИ. Ф. 2931. Оп. 1. Ед. хр. 1225
Исаева Т. И. «Я не теряю надежды» // Исторический архив. 2000. № 1