Гулаг в Москве
Вводная статья
Баковлаг и Кунцевские лагеря
Бескудниковские лагеря
Главное здание МГУ
Детская колония в Новом Гришине / Лагерный участок «Икша»
Дулевские лагеря
Измайловские лагеря
Климовские лагеря и колония Юшино
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Колония в Новопетровском, Шилове, Марьине и лагеря в Чисмене и Броденках
Колония в поселке Восточный Пронского района
Колония и лагерь в поселке Никольский у Северного Речного вокзала
Краснозаводский и Хотьковский лагеря
Краснопресненская пересыльная тюрьма
Крюковская колония
Лагерь «Косино»
Лагерь «Серебряный бор»
Лагерь в Белых Столбах
Лагерь в Головановском переулке
Лагерь в Лидине под Рузой
Лагерь в Лосино-Петровском при Монинском камвольном комбинате
Лагерь в поселке Гранитный на станции Водники
Лагерь в поселке Часцы
Лагерь в Серебряных Прудах
Лагерь в Ступине при металлургическом заводе
Лагерь в Текстильщиках
Лагерь ВДНХ в Заморинском переулке
Лагерь завода им. Молотова
Лагерь Курьянстроя на станции Перерва
Лагерь на Болшевском машиностроительном заводе
Лагерь на деревообделочном заводе в Новосимоновской слободе
Лагерь на заводе «Станколит»
Лагерь на заводе им. Владимира Ильича
Лагерь на заводе им. Войкова
Лагерь на заводе им. Орджоникидзе
Лагерь на механическом заводе в Гамсоновском переулке
Лагерь на механическом заводе в Химках
Лагерь на станции Трудовая
Лагерь на фармацевтическом заводе в Нижних Котлах
Лагерь на Хорошевском шоссе
Лагерь на Щелковском заводе холодильного оборудования
Лагерь при заводе авиационных двигателей на Соколиной горе
Лагерь при заводе огнеупоров на станции Катуар
Лагерь при кирпичном заводе в Лобне
Лагерь при Тормозном заводе на Лесной улице
Лагерь РАН и МГУ на Калужском шоссе
Лагерь Южная гавань в Кожухове
Лагерь, строивший аэродром в Быкове
Лагерь, строивший Чкаловский и Монинский аэродромы
Лагеря в Дедовске и Новом Иерусалиме
Лагеря в Дзержинском, Октябрьском, Капотне, Люблине и Белой даче
Лагеря в Долгопрудном у деревни Лихачево
Лагеря в Королеве
Лагеря в Люберцах
Лагеря в Марфине и Останкине
Лагеря в Перове
Лагеря в Реутове и Балашихе
Лагеря в Старой Купавне
Лагеря в Электростали
Лагеря во Фрязине и Ивантеевке
Лагеря высотного дома: Котельническая набережная и завод в Лихоборах
Лагеря ЗИС: завод, Велозаводская улица и Васькино
Лагеря МГУ на Ленинских горах, в Лужниках, Черемушках и Раменках
Лагеря на заводах в Карачарове
Лагеря на стройках 1945–1949 годов: Калужская застава, Маяковская, Садово-Триумфальная, 1-я Мещанская, Колхозная — Сухаревка, Стромынка, Колпачный, Пехотная, Панская, Полковая, Саввинская набережная
Лагеря Северной водопроводной станции: деревни Грибки и Заболотье, «Клязьма» — деревни Терпигорьево и Коргашино, «Уча» — деревня Манюхино, станция Лианозово
Можайская колония
Оздоровительные лагерь и колония в Чертанове на Красном Маяке
Поваровский лагерь
Селятинский лагерь
Совхоз «Крекшино»
Талдомская колония в Липино
Толбинский лагерь
Томилинские лагеря
Тушинские лагеря
Управление исправительных лагерей Московской области
Ховринский лагерь
Шаболовская колония
Шатурские лагеря у деревень Пожога, Малеиха, Бармино, Пруды и Сазоново
Щербинские лагеря и колония. Школа и типография ГУЛАГа
Лагеря в Долгопрудном у деревни Лихачево

Объекты на карте:

Лагерь у деревни Лихачево
Лагерь у деревни Лихачево

Лагеря в Долгопрудном у деревни Лихачево

Адрес: Московская обл., г. Долгопрудный

Лагерь для военнопленных был приписан к заводу № 464. С 1949 по 1951 год в той же части Долгопрудного был лагерь для советских заключенных. Возможно, заключенных поместили в бывшем лагере военнопленных, который находился на современной территории Комбината строительных изделий. 

Долгопрудненский машиностроительный завод (ДМЗ). 1947 г. Фото: Альбом Трубина В.А., PastVu

Долгопрудненский машиностроительный завод (ДМЗ). 1947 г. Фото: Альбом Трубина В.А.,

Пленные при заводе № 464

С 1945 года адрес «станция Долгопрудная» был у лагеря Управления военнопленных, прикрепленного к заводу № 464. В 1945 году этот лагерь был лагерным отделением № 12 Катуаровского (Дмитровского лагеря) № 272, а затем — отделением № 82 Управления военнопленных Московской области. Отделение № 12 было рассчитано на 1000 заключенных, отделение № 82 — на 600.

Во время войны на заводе № 464 строили самолеты Як-6 и По-2. Сейчас завод называется Долгопрудненским научно-производственным предприятием и находится рядом с районом Лихачево. Норберт Плева, бывший в Долгопрудненском лагере с 1946 по 1948 год, описывает занятия военнопленных:

В Долгопрудном тогда мы работали в первую очередь на строительстве двух зданий Физического института. Особенно тяжело там было копать траншеи для прокладки кабеля. Строительство института было закончено на рубеже 1948/1949 гг. Работы не прекращались и в зимнее время. <…> Кроме этого мы работали в Долгопрудном на двух заводах. Зимой мы разгружали дрова из барж, стоявших на канале. Поблизости от лагеря в Долгопрудном был небольшой пруд, довольно загрязненный, в нем можно было немного поплавать, что при сильной жаре летом 1947 г. было приятно.

Плева Н. В русском плену // Россия и современный мир. 2000. № 3. С. 111–123. Указано краеведческим обществом Долгопрудного (dolgoprud.org)

Участники краеведческого форума, ссылка на который помещена выше, полагают, что описанный Плева пруд находится на южной стороне Лихачевского шоссе — рядом с Сергиевской церковью на улице Зеленой.

В очерке истории Северной водопроводной станции В.И. Маслова и в воспоминаниях А.А. Михеева (см. источники) упомянут также лагерь, находившийся в 1948 году у деревни Заболотье, из которого привозили немецких военнопленных на строительство станции. Эта деревня находилась в полутора километрах на восток от деревни Лихачево, на другой стороне Савеловской железной дороги. Этот лагерь, видимо, подчинялся лагерному отделению № 92 Управления военнопленных. Центральный лагерь этого отделения располагался у стройплощадки станции, рядом с деревней Горки. Его адресом также была станция Долгопрудная.

Долгопрудная

В декабре 1948 года партячейка лагеря при Бескудниковском механическом заводе обсуждала организацию лагеря, который поручили открыть на станции Долгопрудная. Тов. Бирюков сообщал на собрании, что «с наступлением темноты и неисправностью автомашин необходимо в Долгопрудной снимать людей раньше». Начальник этого лагеря — ОЛП (отдельного лагерного пункта) № 2 — тов. Перлов сокращать рабочее время заключенных не стал:

Наша задача открыть лагучасток № 1, оборудовать его необходимым, не допустить ни одного побега. <...> Если бы вы сказали, что нельзя применять оружие и нельзя охранять, я бы не допустил открытия конвойной точки в Долгопрудной. Надо взять фонари, не допускать большой разрыв между машинами, взять полностью конвой 28 человек <...> Задача об открытии точки… должны открыть ее во что бы то ни стало.

Этот лагерь был открыт в мае 1949 года: 23 числа этого месяца было проведено собрание партячейки ОЛП-51, у которого в составленном 15 мая 1951 года списке лагерей управления Московской области указан адрес: <станция> Долгопрудная. (На собрании партячейки ОЛП-51 зимой 1950 года тов. Хмелевский также обмолвился о том, что «наш лагерь существует с мая месяца».) В лагере содержались мужчины и женщины: о том, что «нужно сделать женскую зону», коммунисты говорили летом 1949 года.

Находился лагерь, предположительно, недалеко от деревни Лихачево, которая сейчас стала районом Долгопрудного. 17 января 1950 года майор Перлов (вероятно, бывший начальник Бескудниковского лагеря, ставший начальником ОЛП-51) вспоминал первые лагерные месяцы: «В тяжелых условиях. Не было казармы, жили в Лихачеве…»

ОЛП-51 был открыт сразу после закрытия лагеря при заводе № 464. Можно предположить, что ОЛП занял освобожденные пленными бараки. Это предположение подтверждают воспоминания Елены Константиновны Филипповой (см. источники): «Там, где сейчас территория КСИ-2, был лагерь военнопленных немцев, затем лагерь заключенных».

Строительный завод подчинялся Спецстрою — строительному управлению МВД. В начале 50-х оно называлось Управление строительства №565, и на его предприятиях и стройках работали заключенные подчиненных управлению лагерей. Последнее и самое известное лагерное название этого управления — Баковлаг. Современный адрес Долгопрудненского комбината строительных изделий (ДОКСИ или КСИ-2): улица Жуковского, д. 2. 

Заключенные ОЛП-51 работали на стройках. В протоколах партячейки за 1950 год упоминается «разгрузка цемента извести и алебастра». Также коммунисты указывали на то, что «необходимо обратить внимание на ремонт сушилки... люди работают на земляных и строительных работах, после работы негде просушить свою обувь… хоз. орган с опозданием закрывает наряды».

Первомайская улица, поселок Механического завода. 1957 г. Дома построены в 1951 г. Фото: Долгопрудненский историко-художественный музей, dolgoprud.org

Первомайская улица, поселок Механического завода. 1957 г. Дома построены в 1951 г. Фото: Долгопрудненский историко-художественный музей,

Начальник лагеря был доволен строителями, еще в 1949 году он рапортовал: «В короткий срок из числа контингента подготовили специалистов. Это наша первоочередная задача».

15 мая 1951 года в лагере, рассчитанном на 500 человек, содержались 616 заключенных. Закрыт лагерь был после 15 августа 1951 года. Этим днем датирован последний хранящийся в архиве партячейки протокол. 

Спецстройлаг

К июлю 1954 года лагерь на станции Долгопрудная снова начал работать (сведения о лагере за период между августом 1951 года и 1 июля 1954 года не обнаружены). На 1 июля 1954 года в лагерном отделении № 9 Баковлага на станции Долгопрудная содержались 1955 человек. Вероятно, к этому времени лагерь существовал уже как минимум несколько месяцев, поскольку часть заключенных жила в уже построенных помещениях. Справка о состоянии лагерей Баковлага этого времени отмечает, что их «санитарное состояние удовлетворительное, за исключением <...> и частично (! — Е.Н.) ЛО 9, где палаточный жилой фонд пришел в полную негодность». Заключенные большинства лагерей Баковлага строили в это время базы системы ПВО вокруг Москвы — недалеко от железнодорожных станций Трудовая, Белые Столбы, Львовская или работали на заводах, производивших оружие для ПВО. Лагерное отделение № 4 находилось в Химках при механическом заводе. Сейчас этот завод носит название НПО им. С.А. Лавочкина. В начале 1950 года на нем разрабатывались зенитные ракеты, которые строились также и на заводе № 464.

Предположительно, работа заключенных лагерного отделения № 9 была связана с организацией производства ракет на Долгопрудненском заводе. Кроме того, заключенные этого лагеря, вероятно, строили «радиолокационную станцию ближнего обнаружения» в районе станции Долгопрудная. Это строительство упомянуто в истории Спецстроя — военного строительного управления. Своим предшественником Спецстрой считает Управление строительства №565, которое 15 мая 1953 года было переименовано в Баковлаг. В официальной истории Спецстроя последнее, «лагерное» название этого управления не упоминается.

В июле 1956 года в лагере жили 1584 человека, из них 1358 «предоставлялись» на стройки, которые вел «Главспецстрой, управление п/я 2510»(п/я – почтовый ящик). Это «ящичное» название с 1952 года принадлежало строительному управлению Спецстроя, которое до этого называлось Строительство №560. Согласно истории Спецстроя, 15 декабря 1953 года оно получило название Строительство №1, но очевидно, что «ящичное» и номерное названия сосуществовали. Вероятно, заключенные «предоставлялись» и на строительство военного городка в Долгопрудном, который находился в районе улиц Восточная и Виноградная.

Лагерь в этот период, предположительно, располагался рядом с заводом, у улицы им. академика Лаврентьева, где, по сведениям краеведческого общества Долгопрудного, стояли эллинги для строительства дирижаблей.

Эллинг, стоявший там, где сейчас построены дома №№ 27, 29 по ул. им. ак. Лаврентьева. Фото: dolgoprud.org​

Эллинг, стоявший там, где сейчас построены дома №№ 27, 29 по ул. им. ак. Лаврентьева. Фото: dolgoprud.org​

На фоне похожего сооружения проходил футбольный матч между командами Долгопрудненского и Белостолбовского лагерей.  Репортаж матча сохранился в альбоме «Труд, быт и отдых заключенных Баковского ИТЛ» за 1956 год. Поскольку поле окружают палатки, вероятно, играли заключенные на территории лагеря.

Эллинг можно увидеть и справа от лагерной «Молнии». Слева от доски почета виден лагерный забор, а за спинами болельщиков слесаря Лысова стоят бараки.

Система ПВО вокруг Москвы в 1956 году была построена, но точная дата закрытия лагеря неизвестна. 

Евгений Натаров
ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918 1960 / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. А.И. Кокурин, Н.В. Пет ров. М., 2002.С. 346