Принудительный труд
Вводная статья
Андрониковский (Андроньевский) концлагерь
Белостокский военный госпиталь
Большой театр
Брестская больница. Детский дом им. Дзержинского / Изолятор для беспризорных детей им. Ф.Э. Дзержинского
Владыкинский лагерь
Всероссийский главный штаб
Вулканизационный завод
ВЧК при СНК РСФСР (до мая 1919)
Главное политическое управление НКПС
Главпрофобр
Главспичка
Гостиница «Люкс»
Губкожа
Детский дом им. Розы Люксембург / Пионер-дом ФОНО
Дипломатические миссии и иностранные представительства
Дом отдыха рабочих «Поселок Тарасовка»
Дом Польский/ Храм Святых апостолов Петра и Павла
Дома Советов
Дроболитейный патронный завод
Ермаковский ночлежный дом / Место скопления беспризорников
Завод «Динамо»
Завод «КОСА»
Знаменский лагерь принудительных работ
Имение «Коробково»
Институт экспериментальной ветеринарии
Кожуховский концлагерь
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Котельный завод им. Бари / ОТБ-11
Лагерь Казанской железной дороги. Лагерь принудительных работ № 1
Ленинградский вокзал
Лианозовский лагерь
Миусский авторемонтный завод
МОГЭС / ОТБ-12
МОНО (Московский отдел народного образования)
Мосвид
Московская пуговичная мастерская
Московский Газовый завод
Московское комендантское управление (военкомат)
Моссовет
МЧК / УНКВД Москвы и Московской области / Тюрьма московского областного управления НКВД
Наркомвнешторг РСФСР
Наркомздрав
Наркоминдел РСФСР / МИД СССР
Наркомпрос. Политуправ Республики
Новопесковский (Ново-Песковский) концлагерь
Павелецкий вокзал
Пионердом. 2-й Пролетарский музей
Покровский лагерь, Принкуст
Поломка дома на Малой Бронной
Полянский арматурный завод
Похоронный отдел МКХ
Приемная НКВД / МПКК / Помполит
Рождественский лагерь
Санаторий «Ховрино»
Сокольнический лагерь / лагерь при заводе «Проводник»
Станции железной дороги
Театр «Эрмитаж»
Театр П. П. Струйского
Трудовая артель «Древотруд»
Управление автотранспортом Наркомпрода
Ходынская больница
Центропечать
Центропленбеж / Центрэвак / Главное управление принудительных работ (ГУПР) при НКВД РСФСР
Электрострой
Ярославский вокзал
Гостиница «Люкс»

Объекты на карте:

Гостиница «Люкс»

Гостиница «Люкс»

Адрес: г. Москва, ул. Тверская (ранее - ул. Горького), д. 36

Согласно документу, отложившемуся в фонде Главного управления местами заключения (ГУМЗ) Наркомата внутренних дел РСФСР, в 1921 году на принудительные работы в гостиницу «Люкс» были отправлены заключенные Новоспасского лагеря (ГАРФ. Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 28. Л. 2-3).

Гостиница «Люкс»
Легендарные булочные

Здание, перестроенное по проекту М. А. Арсеньева в 1897 году, принадлежало Д. И. Филиппову — владельцу огромной сети самых известных булочных в России, хлеб и пироги из которых поставлялись царскому двору. Пекарское дело, доставшееся Д. И. от отца, процветало вплоть до революции.

В 1907 году Филиппов открыл на первом этаже дома фирменную кофейню в европейском стиле, заметки о которой оставил Гиляровский:

Уже много лет спустя его сын, продолжавший отцовское дело, воздвиг на месте двухэтажного дома тот большой, что стоит теперь, и отделал его на заграничный манер, устроив в нем знаменитую некогда «филипповскую кофейную» с зеркальными окнами, мраморными столиками и лакеями в смокингах…
Тем не менее это парижского вида учреждение известно было под названием «вшивая биржа». Та же, что и в старые времена, постоянная толпа около ящиков с горячими пирожками…
Но совершенно другая публика в кофейной: публика «вшивой биржи». Завсегдатаи «вшивой биржи». Их мало кто знал, зато они знали всех, но у них не было обычая подавать вида, что они знакомы между собой. Сидя рядом, перекидывались словами, иной подходил к занятому уже столу и просил, будто у незнакомых, разрешения сесть. Любимое место подальше от окон, поближе к темному углу.
Эта публика — аферисты, комиссионеры, подводчики краж, устроители темных дел, агенты игорных домов, завлекающие в свои притоны неопытных любителей азарта, клубные арапы и шулера. Последние после бессонных ночей, проведенных в притонах и клубах, проснувшись в полдень, собирались к Филиппову пить чай и выработать план следующей ночи.

Подробнее о «Филипповских булочных» см. главу «Булочники и парикмахеры» из цикла В. А. Гиляровского «Москва и москвичи»

Есенин и НКВД

В начале 1919 года гостиница превратилась в общежитие НКВД: в номерах размещали сотрудников наркомата, вход был только по паспортам и именным пропускам, швейцаров и консьержей сменили коменданты. Екатерина Эйгес, совмещавшая работу в библиотеках НКВД, затем — Наркомпроса с учебой на Высших литературно-художественных курсах, упоминает гостиницу в своих воспоминаниях:

Екатерина Эйгес

Екатерина Эйгес. Фото:

В начале 1919 года я переехала на Тверскую улицу, в гостиницу «Люкс», которая была общежитием того учреждения, где я работала в библиотеке. Комната — большая, светлая, с письменным столом и телефоном на столе. <…>
Иногда, возвращаясь домой с работы, я видела Есенина, стоящего перед подъездом гостиницы «Люкс». Он в сером костюме, без головного убора. Мы вместе поднимаемся по лестнице, и в большом зеркале на площадке лестницы видны наши отражения.

Сам Есенин жил здесь в начале 1919 года непродолжительное время. Сначала — в номере журналиста и издательского деятеля Г. Ф. Устинова, позже — в собственном:

Из окон нашей квартиры видны были белые, лежащие за Москвой, поля. Каждый вечер мы смотрим закат и дивимся необыкновенному количеству галок, которые громадной черной тучей носятся над полями и городскими улицами. Этих галок Есенин помнил до своей кончины. … Вскоре наше общество в «Люксе» увеличилось. Приехал с И. Гусев-Оренбургский, которому посчастливилось достать здесь комнату. <…>
Мне как-то удалось выхлопотать для Есенина в «Люксе» отдельную комнату (№ 4). Комендантом «Люкса» был ограниченнейший человек К. Слыша, что в моей квартире и в квартире Есенина часто раздается чей-то повышенный голос, комендант решил, что у нас происходят оргии, и установил за обоими номерами наблюдение, приказав подслушивать даже наши разговоры по телефону. Комендант принял за оргии декламацию Есенина, который действительно читал свои стихи достаточно громко, чтобы слышали его голос даже в коридорах. И вот однажды, когда я ушел в редакцию, а в моей комнате оставались Есенин, девица В. Р. и моя жена, Есенин вдруг почувствовал странное беспокойство. У него была какая-то болезненная чуткость.

— Нас подслушивают! — сказал Есенин, побледнев.
— Брось, Сережа, тебе показалось!
— Нет, не показалось.
И Есенин стремительно выбежал в коридор.
Действительно, у дверей подслушивали. Резким движением открыв дверь, Есенин чуть не сшиб с ног наклонившегося к замочной скважине дежурного из охраны. Есенин пришел в исступление. Он схватил дежурного за горло и начал душить. Тот едва вырвался и убежал доложить о случившемся коменданту.
Комендант рассудил просто:
— Он тебя взял за горло?
— Не то что взял, а чуть не задушил!
— Оружие было при тебе?
— Так точно.
— Почему же ты его не застрелил?
Дежурный охраны молчал. Тогда комендант К. распорядился немедленно уволить его «за нарушение устава» — за то, собственно, что он не застрелил Есенина. Вместе с тем у Есенина была немедленно взята комната, он опять несколько дней жил у меня, а вскоре комендант отдал распоряжение охране совсем не пускать в «Люкс» Есенина, даже ко мне.
Через несколько дней мне, однако, удалось настоять, чтобы комендант отменил свое распоряжение о Есенине. Есенина снова пускали ко мне, но только не разрешали ночевать.

Устинов Г. Ф.  Мои воспоминания о Есенине, 1926

О том, какие обычаи царили в номере литературных деятелей, можно судить по воспоминаниям В. Шершеневича о художнике Дид Ладо, своеобразном «юродивом» компании:

Однажды Устинов, который жил в гостинице на Тверской (тогда она, кажется, называлась «Люкс»), пригласил к себе нас и Ладо. <…>
Мы сидели у Устинова и тихо ужинали. Столетнего вина не было. Дид Ладо осушал жидкость, недавно выкачанную из зазевавшегося автомобиля.
Беседа носила дружественный и мирный характер. Устинов жаловался на напряженное положение на фронте. Кусиков, как всегда, бренчал гитарой и шпорами.
Устинов сказал:
— Того и гляди, они займут Воронеж.
Вдруг неожиданно для всех Дид Ладо, уже вместивший в себя больше влаги, чем может вместить бак «форда», с явно несоображающими глазами ляпает:
— Вот тогда им по шее накладут!
Есенин не понял:
— Чего ты, Ладушка, плетешь чушь?! Если отнимут Воронеж, так, значит, не им, а нам наклали.
— Я и говорю: большевикам накладут, слава богу!
Устинов встает. Хмель выскочил у всех, кроме Ладо, который так и не соображает, что он сказал.
Устинов подходит к столу, вынимает оттуда наган и мерными, спокойными шагами направляется к художнику. При виде дула тот тоже трезвеет и начинает пятиться к стене, пока, смешно дрыгнув ногами, не падает на кровать, оказавшуюся за его спиной. <…>

«С. Есенин. В первый раз рисовал в своей жизни по Лику Дид Ладо»
Рисунок и подпись под ним воспроизводится по оригиналу (РГАЛИ, ф. 190, оп. 1, ед. хр. 139). Фото:

И вдруг вырывается Есенин. Он, кажется, никогда не был таким решительным. Он своим рязанским умом лучше нас всех оценил создавшееся положение. Он подлетает к стоявшему на коленях художнику: раз по морде! два по морде! Дид Ладо голосит, Есенин орет, на шум открываются двери и из коридора сбегаются люди. Стрелять Устинову уже трудно. Да и картина из трагической стала комичной: Есенин сидит верхом на Ладо и колотит его снятым башмаком.

Шершеневич В. Великолепный очевидец

Общежитие Коминтерна

Уже в середине 1920 года решается вопрос о выселении сотрудников НКВД и организации в гостинице «Люкс» общежития Коминтерна по личной инициативе Ленина. 5 августа он получает письмо управляющего делами и члена президиума Моссовета Н. В. Лисицына с просьбой пересмотреть постановление Совнаркома о выселении сотрудников Наркомвнудела и предоставлении им другого помещения и пишет на обороте: «Я против пересмотра. Соберите голоса. Ленин». (ЦПА ИМЛ. Ф. 2. Оn. 1. Д. 14928). 18 октября 1920 года В. И. Ленин, пристально следивший за реорганизаций гостиницы, запрашивал информацию о процессе выполнения постановления у М. В. Кобецкого, члена президиума Исполнительного комитета Коммунистического интернационала (ИККИ): «Кто заведует отелем „Люкс“, его переделкой для „Коминтерна“? Хозяйственной частью?» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений: т. 51. Письма: октябрь 1920 г.)

Так, со второй половины 1920 года гостиница входит в топографию советской Москвы в качестве одного из самых известных мест «компактного» проживания иностранных коммунистов. В общежитии поселились деятели коммунистического и рабочего движения, в числе которых видный «болгарский Ленин» Г. М. Дмитров.

Хотя питание в столовой при гостинице было значительно лучше, чем в голодной Москве в целом (нередко по личной просьбе к столовой «приписывали» того или иного деятеля искусства, политэммигранта или добропорядочного большевика), качество оставляло желать лучшего: в конце декабря 1921 года Ленин пишет записку Г. Е. Зиновьеву с сообщением, что К. Цеткин болела от недоброкачественной пищи в гостинице «Люкс», с предложением назначить серьезную проверку и выяснить причину. (Биохроника Ленина: т. XII: декабрь 1921 — январь 1924)

Место встречи изменить нельзя

Интерьер кофейни, располагавшейся в здании, заслуживает отдельного внимания. Для оформительских работ Филиппов пригласил Сергея Тимофеевича Коненкова, в будущем — одного из любимых сталинских скульпторов. Коненков привлек к разработке эскизов известного художника Петра Петровича Кончаловского (одного из основателей объединения «Бубновый валет»). Вместе они создали легендарное убранство по мотивам древнегреческих вакханалий и интерьеров А. Бенуа, Н. Лансере, Л. Бакста. Оформление сохранилось до конца XX века: некоторые элементы декора кофейни можно увидеть на кадрах фильма «Место встречи изменить нельзя».

Сцена в ресторане «Астория» из телесериала «Место встречи изменить нельзя» (4 серия)
Васькин А. А. Тверская улица в домах и лицах. М.: Центрполиграф, 2015
Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. — М.: РОССПЭН; Фонд Первого Президента России Б. Н.Ельцина, 2008
Великолепный очевидец // Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., 1990
Устинов Г. Мои воспоминания об Есенине // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 тт. М.,1986