Государственная академия художественных наук (ГАХН)
Адрес: г. Москва, ул. Пречистенка, д. 32
ГАХН (с 1921 по 1925 — Российская академия художественных наук, РАХН) — научный институт, разрабатывавший проблемы теории и истории всех видов искусства, а также изучавший физические и психологические основы творчества и восприятия. Научная деятельность в Академии была тесно связана с современной художественной практикой, популяризацией гуманитарного знания и применением его в школах, студиях, музеях, библиотеках
Ядром будущей Академии была
Кроме того, Кандинский считал необходимым «составление словаря по терминологии искусства и по определениям основных понятий». Эта идея тоже была реализована в ГАХН: в Философском отделении, в специально организованной Комиссии, переименованной в 1926 года в Кабинет по изучению современной художественной терминологии, с 1922 года и до закрытия Академии составлялся Словарь художественных терминов.
Искусствознание интересовало Кандинского не само по себе, а как средство мощного обновления современного искусства. Поэтому для него создание Академии было своеобразным художественным экспериментом. Он стал
Еще одним важным инициатором создания Академии был философ
В докладе «О различных значениях термина „форма“» Шпет наметил темы для дальнейших исследований, которым были посвящены доклады
Таким образом, тематика работ и сама структура Академии были философски фундированы, и в этом ее отличие от прочих научных институтов 1920-х годов. Однако, помимо Философского и Физико-психологического отделений, в Академии было организовано Социологическое отделение, которое сложилось вне сферы влияния Кандинского, Шпета, Габричевского и др. Там разрабатывались вопросы социологии искусства, в том числе в духе официальной, марксистской науки и критики. Очевидно, что в государственном учреждении советской России без ангажированной научной «ячейки» никак нельзя было обойтись. Социологическое отделение должно было оправдать деятельность ГАХН в глазах власти. Однако этим ее задачи не ограничивались: во-первых, там работали такие серьезные ученые, как П. Н. Сакулин , Н. К. Пиксанов, Н. К. Гудзий и В. Ф. Переверзев, велась важная научная работа, например, по изучению современного революционного искусства, пролетарской и новокрестьянской литературы. Во-вторых, предписания, которые давал Луначарский Академии, едва ли могли быть выполнены даже в рамках Социологического отделения.
Несмотря на попытки властей сделать из ГАХН орган государственной культурной политики и надзора за искусством и гуманитарным знанием, Академия оставалась независимым институтом. Ученые, получившие отличное образование еще в дореволюционной России и в европейских университетах, собрались в ГАХН не как в некой «культурной резервации» (выражение Михаила Осоргина; хотя симптоматично возникновение Академии осенью 1921 года, вскоре после гибели Блока и Гумилева), а, скорее, как в месте, где образовалось особое «культурное поле», «инициирующее высокую творческую активность людей, в него попадающих» (
Постоянным президентом Академии со дня ее основания был
«В первое время Академия не имела еще той сложной структуры, которая сложилась позднее; ее члены, без различия специальностей, обычно собирались на общие заседания (пленум Академии) для разнообразных докладов. Но уже вскоре <…> Академия стала усложняться и обогащаться. В первые же месяцы к Академии были присоединены Государственный Институт Театроведения, Институт Художественной Литературы и критики, <…> было организовано Социологическое Отделение. В начале 1922 года в Академии уже действуют четыре секции и три отделения. С тех пор Академия испытала несколько изменений в своем строе». Сложившийся к 1925 году принцип административной организации работы, однако, сохранялся. «В порядке дифференциации научных дисциплин Академия расчленяется на секции с их подсекциями, комиссиями, кабинетами, лабораториями
I. Социологическое отделение. Председатели:
Президиум. 1921–1922:
1922–1923:
Методологический отдел, зав.
Отдел изучения среды, питающей искусство, зав.
Отдел художественной агитации, зав.
1923–1924:
Отдел среды, питающей искусство, зав.
Исторический, зав.
Отдел художественной пропаганды, зав.
Отдел по изучению революционного искусства, предс.
1924–1925:
Комиссия по изучению новой русской живописи.
Комиссия по изучению социальных мотивов творчества Толстого.
II. Философское отделение. Председатели:
Президиум:
1922–1923:
1923–1924:
1924–1925:
Редакционная комиссия Словаря художественной терминологии (представители разных отделений).
III.
Президиум:
Комиссия по изучению примитивного творчества (с марта 1922). Предс.
Комиссия по изучению творчества
Комиссия по изучению внушающего действия художественного слова. Предс.
Комиссия по изучению творчества в условиях гипноза и внушения. Предс.
Комиссия по изучению восприятия пространства. Предс.
Комиссия по изучению художественного творчества (с 1925). Предс.
Секции ГАХН:
Литературная секция. Зав.
Президиум. 1921–1925:
Непременные члены секции (1923–24)
Подсекция теоретической поэтики. Зав.
Подсекция историческая. (1923–1924) Зав.
Подсекция фольклорная. (1923–1924) Зав.
Подсекция критики и литературоведения. (1923–1924, закрыта в 1925) Зав.
Подсекция всеобщей литературы (1924–1925). Зав.
Подсекция русской литературы.
Комиссия по художественному переводу.
Комиссия по изучению живого слова. Зав.
Архивная комиссия. Зав.
Театральная секция.
Музыкальная секция.
Секция пространственных искусств.
Секция полиграфических искусств.
Комиссия по художественному воспитанию.
Библиографический кабинет.
Хореологическая лаборатория.
Библиотека.
Издательство.
Ученый совет Академии.
Президиум и Правление Академии.
К лету двадцать девятого приступили к чистке ГАХНа. Были первые аресты уже в 1929 году. Уже началось. Правда, папу тогда не тронули. И в Москве даже говорили: «Ну, конечно, Шпета не взяли —
все-таки его имя и за границей известно, поэтому, скорее всего, его и не берут. Много тогда пострадало гахновцев,кто-то попал в лагерь на три года; Габричевский был на месяц арестован, Шапошников выслан на пять лет в Великий Устюг.Шторх
М. Г. Дочь философа Шпета. М.: Corpus, 2014
В конце
К сожалению, с закрытием ГАХН в 1930 году беды ее сотрудников не закончились. Спустя пять лет было сфабриковано дело о «Немецкой фашистской организации в СССР». К уголовной ответственности было привлечено всего 140 человек, в числе которых — в качестве отдельной ячейки «фашистов» — оказались и гахновцы
Их обвиняли в том, что составленный при участии бывших сотрудников ГАХН Большой
Члены «ячейки русских фашистов» были приговорены в июне 1935 года Особым совещанием при НКВД:
В 1989 году обвиненные по делу о «Большом