Государственная академия художественных наук (ГАХН)

Адрес: г. Москва, ул. Пречистенка, д. 32

ГАХН (с 1921 по 1925 — Российская академия художественных наук, РАХН) — научный институт, разрабатывавший проблемы теории и истории всех видов искусства, а также изучавший физические и психологические основы творчества и восприятия. Научная деятельность в Академии была тесно связана с современной художественной практикой, популяризацией гуманитарного знания и применением его в школах, студиях, музеях, библиотеках и т. п. Как государственное учреждение в ведении Наркомпроса, ГАХН вела большую экспертно-консультативную и организационную работу, в частности, являлась исполнительным органом Наркомпроса по организации художественных выставок в России и за рубежом, разрабатывала и оценивала программы школьного образования. По уровню научных и художественных проблем, энергии сотрудников ГАХН вполне сопоставима с европейскими академиями, а по своей организации, чрезвычайно широкой компетенции, новаторской тематике исследований и плюрализму мнений она является уникальным явлением в советской России.

Здание ГАХН (Поливановская гимназия)
Создание Академии и ее задачи

Ядром будущей Академии была Научно-художественная комиссия в составе Главного художественного комитета при Наркомпросе РСФСР. 16 июня 1921 года состоялось ее первое заседание, на котором выступили А. В. Луначарский и будущий бессменный президент РАХН (и затем ГАХН) П. С. Коган. Комиссия действовала до 13 октября 1921 года Устав РАХН был утвержден в Наркомпросе 5 октября 1921 года (по другим сведениям, Положение о РАХН было утверждено председателем Академического центра Наркомпроса М. Н. Покровским 7 октября 1921 года). Для понимания специфики деятельности Академии важно знать, какие философские, научные и художественные идеи легли в ее основание. С одной стороны, это были теоретические работы и планы художника Василия Кандинского, который в 1920 году разработал «Схематическую программу института художественной культуры» (Инхук при Отделе ИЗО Наркомпроса). Краткие тезисы этой программы (декабрь 1920) недавно обнаружились в архиве ГАХН (РГАЛИ, ф. 941). Кандинский определял цели, методы и задачи принципиально новой науки об искусстве, и часть его идей была развита в ГАХН. Так, «цель Инхука», по Кандинскому, — «наука об искусстве, основанная на исследовании средств выражения отдельных искусств и искусства в целом», — стала одной из главных целей работы ГАХН. Художник предлагал искать (перво)элементы искусства и лабораторным, «научно-объективным» способом изучать их воздействие на человека. Из этой идеи выросло Физико-психологическое отделение (впоследствии разряд) ГАХН, которое в своих лабораториях как раз и занималось изучением «позитивных законов, на основе которых формируется» и воспринимается «художественное произведение», например, «законов восприятия тех общих явлений света, цвета, формы, пространства, времени, которые предшествуют чисто художественному восприятию произведения искусства» (Государственная академия художественных наук. М., 1925). Эти идеи Кандинского в ГАХН перенес один из ведущих ее ученых, теоретик искусства А. Г. Габричевский, который, будучи «непосредственным единомышленником» (по его собственным словам) художника в Инхуке, принимал участие в создании Физико-психологического отделения, первым председателем которого стал Кандинский и членом которого стал Габричевский.

Кроме того, Кандинский считал необходимым «составление словаря по терминологии искусства и по определениям основных понятий». Эта идея тоже была реализована в ГАХН: в Философском отделении, в специально организованной Комиссии, переименованной в 1926 года в Кабинет по изучению современной художественной терминологии, с 1922 года и до закрытия Академии составлялся Словарь художественных терминов.

Искусствознание интересовало Кандинского не само по себе, а как средство мощного обновления современного искусства. Поэтому для него создание Академии было своеобразным художественным экспериментом. Он стал вице-президентом РАХН, однако уже в год создания Академии, в 1921 г., художник эмигрировал в Германию, и поставленные им задачи в Москве пришлось решать не ему.

Еще одним важным инициатором создания Академии был философ Г. Г. Шпет, для которого учреждение данной институции тоже стало, вероятно, своего рода философским экспериментом. Проблемы философии искусства и культуры находились в сфере пристального внимания Шпета: его знаменитые «Эстетические фрагменты» неслучайно выходили в Москве именно в первые годы деятельности РАХН (1922–1923). Шпет занимался философским обоснованием науки об искусстве, возможных форм его изучения и интерпретации. Для Шпета искусство было одним из видов знания (см. его статью «Искусство как вид знания», 1927), соответственно эстетика приобретала особую гносеологическую значимость. Как соотносятся искусство и наука в общечеловеческом процессе созидания культуры? Что значит автор, как личное и личность присутствует в произведении? Как именно происходит и почему возможно понимание произведения искусства? Ученый вырабатывает концептуальный аппарат для описания форм искусства, но что такое форма? Что означает изучение формы? Какое знание она может скрывать и раскрывать, — вот вопросы, которые ставили перед собой Шпет и его ближайшие сотрудники в Академии (А. Г. Габричевский, Н. И. Жинкин, Н. Н. Волков, А. А. Губер, М. М. Кенигсберг, А. С. Ахманов, М. А. Петровский) и которые определили как принципы административного деления ГАХН, так и тематику работ, прежде всего, Философского отделения.

Во-первых, само наличие Философского отделения в составе института, главный предмет изучения которого — искусство, благодаря Шпету, не должно вызывать удивления. Именно философия, по Шпету, определяет предмет, границы и задачи специальных наук об искусстве, разрабатывает их терминологический и концептуальный аппарат. В соответствии с этим положением, на Философском отделении сам Шпет прочел доклад «О границах научного литературоведения» (24 ноября 1924 года); Н. И. Жинкин написал статью об эстетических формах, М. И. Петровский — о выражении и изображении в поэзии, Н. Н. Волков — о метафоре и А. А. Губер — о символе. Последние четыре статьи вошли в коллективную монографию «Художественная форма» (1927), подготовленную именно в Философском отделении. Стараниями сотрудников этого отделения вышел также сборник «Искусство портрета» (1928), где его редактор, А. Г. Габричевский, опубликовал статью «Портрет как проблема изображения». Естественно, что работа по составлению словаря художественных терминов была организована также в рамках этого отделения, поскольку, по Шпету, терминология является прерогативой философии.

Во-вторых, Философское отделение занималось действительно теорией искусства, что нашло выражение в названиях его «подсекций» (1925): Теоретической поэтики, Теории пространственных искусств, Теории музыки, Теории и эволюции декоративных форм. История же искусства была в ведении Социологического отделения, с его «подсекциями»: Истории литературы, Современного искусства, Истории музыки, Истории театра. 

В-третьих, тематика работ Философского отделения во многом соответствовала научным интересам его первого председателя, Шпета, который в 1922 гjle сформулировал задачи отделения, 16 марта 1922 года прочел доклад «Характер современной эстетики», в котором определял ее как строгое знание, в отличие от эстетики психологической и метафизической. В 1923–1924 академическом году темой работ отделения было время и пространство. Со следующего, 1924–1925 года началась разработка проблем художественной формы; в рамках отделения была создана специальная Комиссия по изучению художественной формы под председательством Шпета, затем А. А. Циреса. Членами Комиссии были А. С. Ахманов, А. А. Буслаев, Г. О. Винокур, А. Г. Габричевский, А. А. Губер, Н. И. Жинкин, В. П. Зубов, М. М. Кенигсберг, С. Я. Мазе, М. А. Петровский, Р. О. Шор, С. Н. Экземплярская и др. В отличие от формалистов школы Опояза, эстетическая форма понималась как «внутренняя форма», которая рассматривалась в соотношении с другими формами: логическими, синтаксическими, мелодическими, собственно поэтическими, реторическими и т. д.

В докладе «О различных значениях термина „форма“» Шпет наметил темы для дальнейших исследований, которым были посвящены доклады Н. И. Жинкина «Проблема эстетической формы» (был опубликован в упомянутом выше сборнике «Художественная форма»), самого Шпета, «Понятие внутренней формы у Гумбольдта» (см. его монографию «Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольдта», Москва: ГАХН, 1927), А. А. Буслаева, «Понятие внутренней формы у Потебни и Штейнталя», М. М. Кенигсберга, «Внутренняя форма у Марти», а также доклады А. А. Буслаева и С. Я. Мазе по синтаксису, как грамматической форме. Проблемам и определению специфики архитектурной формы были посвящены, например, статьи А. Г. Габричевского «Пространство и масса в архитектуре», «К вопросу о строении художественного образа в архитектуре» (Искусство. 1923. № 1). Авторы сборника «Художественная форма» (см. выше) обсуждали специфику таких форм, как образ и троп. Сборник «Искусство портрета» вышел в рамках запланированного исследования «Проблемы изображения личности в искусстве». Герменевтические штудии Шпета отозвались в книге филолога Г. О. Винокура «Биография и культура», которая вышла в 1927 гjle в серии Трудов Философского отделения.

Научная структура ГАХН. Фото: «Государственная академия художественных наук», Москва, 1925

Научная структура ГАХН. Фото: «Государственная академия художественных наук», Москва, 1925

Таким образом, тематика работ и сама структура Академии были философски фундированы, и в этом ее отличие от прочих научных институтов 1920-х  годов. Однако, помимо Философского и  Физико-психологического  отделений, в Академии было организовано Социологическое отделение, которое сложилось вне сферы влияния Кандинского, Шпета, Габричевского и др. Там разрабатывались вопросы социологии искусства, в том числе в духе официальной, марксистской науки и критики. Очевидно, что в государственном учреждении советской России без ангажированной научной «ячейки» никак нельзя было обойтись. Социологическое отделение должно было оправдать деятельность ГАХН в глазах власти. Однако этим ее задачи не ограничивались:  во-первых, там работали такие серьезные ученые, как  П. Н. Сакулин Н. К. Пиксанов Н. К. Гудзий  и  В. Ф. Переверзев, велась важная научная работа, например, по изучению современного революционного искусства, пролетарской и новокрестьянской литературы.  Во-вторых, предписания, которые давал Луначарский Академии, едва ли могли быть выполнены даже в рамках Социологического отделения.

Несмотря на попытки властей сделать из ГАХН орган государственной культурной политики и надзора за искусством и гуманитарным знанием, Академия оставалась независимым институтом. Ученые, получившие отличное образование еще в дореволюционной России и в европейских университетах, собрались в ГАХН не как в некой «культурной резервации» (выражение Михаила Осоргина; хотя симптоматично возникновение Академии осенью 1921 года, вскоре после гибели Блока и Гумилева), а, скорее, как в месте, где образовалось особое «культурное поле», «инициирующее высокую творческую активность людей, в него попадающих» (Т. В. Марцинковская). Сотрудничество и продуктивный диалог между учеными различных направлений не в последнюю очередь обеспечивались той предложенной Шпетом широкой программой изучения слова, которую можно было развивать как в духе философии культуры, так и в духе социологических школ Переверзева или Сакулина. По мнению историка науки, общим для многих противоборствующих группировок в ГАХН был поиск целостности, органического в произведении искусства, пусть и понимаемых по-разному.

Подразделения ГАХН

Постоянным президентом Академии со дня ее основания был П. С. Коган, вице-президентами: В. В. Кандинский (1921), Н. К. Пиксанов (1922–1924) и Г. Г. Шпет (1924–1929).

«В первое время Академия не имела еще той сложной структуры, которая сложилась позднее; ее члены, без различия специальностей, обычно собирались на общие заседания (пленум Академии) для разнообразных докладов. Но уже вскоре <…> Академия стала усложняться и обогащаться. В первые же месяцы к Академии были присоединены Государственный Институт Театроведения, Институт Художественной Литературы и критики, <…> было организовано Социологическое Отделение. В начале 1922 года в Академии уже действуют четыре секции и три отделения. С тех пор Академия испытала несколько изменений в своем строе». Сложившийся к 1925 году принцип административной организации работы, однако, сохранялся. «В порядке дифференциации научных дисциплин Академия расчленяется на секции с их подсекциями, комиссиями, кабинетами, лабораториями и т. д. Но в порядке интеграции Академия объединяет эти ячейки в трех Отделениях, каждому из коих подведомственны соответствующие интересы всех секций со всеми их подразделениями.» В каждом Отделении был свой Президиум, а также Пленум. Проводились и общие Пленарные заседания всей ГАХН.

I. Социологическое отделение. Председатели: В. М. Фриче, Л. И. Аксельрод (Ортодокс).
Президиум. 1921–1922: В. М. Фриче, Е. П. Херсонская, Ф. Ф. Платов; 1923–1924: Л. И. Аксельрод, В. Ф. Переверзев, П. А. Кузько; 1924–1925: Л. И. Аксельрод, А. А. Федоров-Давыдов, И. Н. Кубиков.

1922–1923:

Методологический отдел, зав. М. А. Рейснер.
Отдел изучения среды, питающей искусство, зав. В. Л. Львов-Рогачевский.
Отдел художественной агитации, зав. Е. П. Херсонская.

1923–1924:

Отдел среды, питающей искусство, зав. В. Л. Львов-Рогачевский.
Исторический, зав. Л. И. Аксельрод.
Отдел художественной пропаганды, зав. Е. П. Херсонская.
Отдел по изучению революционного искусства, предс. П. C. Коган, уч. секретарь Д. C. Усов.

1924–1925:

Комиссия по изучению новой русской живописи.
Комиссия по изучению социальных мотивов творчества Толстого.

II. Философское отделение. Председатели: Г. Г. Шпет (1922–1925), Г. А. Габричевский (1925–1927).

Президиум:

1922–1923: Г. Г. Шпет, Б. А. Грифцов.
1923–1924: Г. Г. Шпет, Б. В. Шапошников.
1924–1925: Г. Г. Шпет, А. Г. Габричевский.

Комиссия по изучению проблемы времени (с февраля 1924), Комиссия по изучению художественной формы. Предс. Шпет, зам. предс. Н. И. Жинкин, уч. секр. Б. В. Горнунг.
Комиссия по изучению истории эстетических учений. Предс. Шпет, зам. предс. А. Ф. Лосев, уч. секр. В. П. Зубов.
Редакционная комиссия Словаря художественной терминологии (представители разных отделений).

III. Физико-психологическое отделение. Председатели: В. В. Кандинский (1921), А. В. Бакушинский.

Президиум: А. В. Бакушинский, Н. Е. Успенский (1922–1923), И. П. Четвериков (1923–1924), П. И. Карпов.

Комиссия по изучению примитивного творчества (с марта 1922). Предс. А. В. Бакушинский, ученый секретарь Н. П. Сакулина.
Комиссия по изучению творчества душевно-больных (с ноября 1923). Предс. П. И. Карпов.
Комиссия по изучению внушающего действия художественного слова. Предс. П. И. Карпов.
Комиссия по изучению творчества в условиях гипноза и внушения. Предс. П. Н. Каптерев.
Комиссия по изучению восприятия пространства. Предс. Г. И. Челпанов.
Комиссия по изучению художественного творчества (с 1925). Предс. Г. И. Челпанов

Секции ГАХН:

Литературная секция. Зав. М. О. Гершензон (1921–1925), П. Н. Сакулин (1925-?).
Президиум. 1921–1925: М. О. Гершензон, Н. К. Пиксанов, Л. П. Гроссман; 1925- : П. Н. Сакулин и те же зам. и уч. секретарь.
Непременные члены секции (1923–24) И. И. Гливенко и М. А. Цявловский.
Подсекция теоретической поэтики. Зав. М. А. Петровский (1923–1924), уч. секретарь Н. Н. Лямин.
Подсекция историческая. (1923–1924) Зав. Н. К. Гудзий, уч. секр. Д. С. Усов.
Подсекция фольклорная. (1923–1924) Зав. Ю. М. Соколов, уч. секр. Б. И. Ярхо.
Подсекция критики и литературоведения. (1923–1924, закрыта в 1925) Зав. П. Н. Сакулин, уч. секр. А. И. Кондратьев.
Подсекция всеобщей литературы (1924–1925). Зав. И. И. Гливенко.
Подсекция русской литературы.
Комиссия по художественному переводу.
Комиссия по изучению живого слова. Зав. А. К. Шнейдер.
Архивная комиссия. Зав. М. А. Цявловский.
Театральная секция.
Музыкальная секция.
Секция пространственных искусств.
Секция полиграфических искусств.
Комиссия по художественному воспитанию.
Кино-комиссия.
Библиографический кабинет.
Хореологическая лаборатория.
Психо-физическая лаборатория.
Библиотека.
Научно-показательный отдел.
Издательство.
Ученый совет Академии.
Президиум и Правление Академии.

«Чистки» в ГАХН

К лету двадцать девятого приступили к чистке ГАХНа. Были первые аресты уже в 1929 году. Уже началось. Правда, папу тогда не тронули. И в Москве даже говорили: «Ну, конечно, Шпета не взяли — все-таки его имя и за границей известно, поэтому, скорее всего, его и не берут. Много тогда пострадало гахновцев, кто-то попал в лагерь на три года; Габричевский был на месяц арестован, Шапошников выслан на пять лет в Великий Устюг.

Шторх М. Г. Дочь философа Шпета. М.: Corpus, 2014

В конце 1920-х академическая свобода доживала последние дни. Советская власть «зачищала» неблагонадежные с ее точки зрения научные кадры перед выборами 1929 года в РАН — с их помощью дореволюционный состав Академии окончательно отошел от дел, а их место заняли партийные деятели. ГАХН выделялась среди других академических учреждений СССР как весьма вольнодумным составом, так и отсутствием партийной ячейки, что с наступлением сталинской «Революции сверху» стало нонсенсом. Академия художественных наук постепенно становилась бельмом на глазу власти. В 1929 году против ее руководства, в т. ч. против Г. Г. Шпета была начата травля в прессе. Вице-президент ГАХН был обвинен в идеализме и даже антимарксизме, после чего был вынужден покинуть пост.

Дело о Большом немецко-русском словаре

К сожалению, с закрытием ГАХН в 1930 году беды ее сотрудников не закончились. Спустя пять лет было сфабриковано дело о «Немецкой фашистской организации в СССР». К уголовной ответственности было привлечено всего 140 человек, в числе которых — в качестве отдельной ячейки «фашистов» — оказались и гахновцы А. Г. Габричевский, Г. Г. Шпет, М. А. Петровский, Б. И. Ярхо и Б. Н. Дружинина.

Их обвиняли в том, что составленный при участии бывших сотрудников ГАХН Большой немецко-русский словарь «фашизирован», обладает «неудовлетворительным идеологическим уровнем», «буржуазно-либеральными и фашистскими толкованиями» и т. д. В отношении М.А, Петровского участие в работе над словарем было интерпретировано, как «организация широкой пропаганды фашизма путем издания немецко-русских словарей», Г. Г. Шпету вменяли «активную борьбу с коммунистическим влиянием в области искусствоведения».

Члены «ячейки русских фашистов» были приговорены в июне 1935 года Особым совещанием при НКВД: В. Н. Дружинина — к 5 годам ИТЛ; Б. И. Ярхо — к 3 годам ИТЛ (с заменой на ссылку в Омск); М. А. Петровский и Г. Г. Шпет — к ссылке на 5 лет в Томск. А. Г. Габричевский, оговоривший своих коллег, был приговорен к 5 годам высылки и лишен права проживания в режимных пунктах сроком на 3 года. Уже в Томске Г. Г. Шпет и М. А. Петровский были обвинены уже в участии в «офицерской кадетско-монархической контрреволюционной организации» и 27 октября 1937 года приговорены к расстрелу.

В 1989 году обвиненные по делу о «Большом русско-немецком словаре» были реабилитированы.

Карикатура Кукырниксов на «чистку» ГАХН. «На литературном посту». 1929. № 6

Карикатура Кукырниксов на «чистку» ГАХН. «На литературном посту». 1929. № 6

Марина Акимова, Петр Новиков
Философия не кончается... Из истории отечественной философии. XX век. М., 1998
Дочь философа Шпета в фильме Елены Якович. Полная версия воспоминаний Марины Густавовны Шторх. М., АСТ CORPUS, 2015
Александр Георгиевич Габричевский: Биография и культура: документы, письма, воспоминания, Сост. О. С. Северцевой, вст. ст., очерки к разделам В. И. Мильдона, Москва: Росспэн, 2011
Подземская Н. «Возвращение искусства на путь теоретической традиции» и «наука об искусстве»: Кандинский и создание ГАХН // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 2006–2007, [т.] 8. Под редакцией М. А. Колерова и Н. С. Плотникова, Москва: Модест
Чубаров И. М. История подготовки Словаря художественной терминологии Государственной Академии Художественных Наук (1923—1929 гг.), Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923—1929, Общая редакция и послесловие И. М. Чубарова, Москва: Логос-Альтера, Ecc
Мазур С. Ю. Государственная академия художественных наук (ГАХН) // Русская философия. Малый энциклопедический словарь, Под ред. А. И. Алешина, Москва, 1995