Дом Польский/ Храм Святых апостолов Петра и Павла

Адрес: г. Москва, Милютинский переулок, д. № 18 стр. 4/ д. 18 а

В этом месте находился целый комплекс зданий, связанных с жизнью польской общины в Москве: Костел св. апостолов Петра и Павла (18а), богадельня святого Филиппа (18 стр. 1), школа для девочек (18 стр. 2), дом притча (18 стр. 3), польская библиотека и организация Дом Польский, в советское время в этом здании разместилось польское общество "Труд"(1922-1927) с клубом и кинотеатром "Сфинкс" (18 стр. 4)

Польская церковь в Милютинском переулке. 1898–1901. Фото: oldmos.ru

В первой половине XIX века польская община выкупила землю для строительства католического прихода. Храм в готическом стиле был построен здесь в 1840-х годах архитектором Алессандро Жилярди. Костел освятили в честь небесных покровителей прихода: апостолов Петра и Павла. Это стало важным событием в жизни польской общины, т.к. для многих поляков вероисповедание было основой для осознания своего этнического отличия.

На протяжении всего своего существования храм занимался благотворительностью: при нем работало Общество вспомоществования бедным римско-католического исповедания (1862-1917), которое  регулярно устраивало благотворительные концерты. 1893 г общество открыло пошивочную мастерскую, где работали девушки из неимущих семей. После январского восстания (1863-1864) на территории бывшей Речи Посполитой, захваченной Российской Империей, деятельность благотворительного общества была запрещена, но в 1895 разрешена вновь. Председателем общества с 1890-х гг и до самого его закрытия был известный польский общественный деятель Александр Ледницкий (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie)

В соседнем здании располагалась богадельня св. Филиппа, рассчитанная на 22 человека призреваемых. В 1908 она была перенесена на Малую Грузинскую улицу, где находился другой польский костел, а дом в Милютинском с этого времени сдавался частным лицам. Деньги, выручаемые за аренду, шли на содержание богадельни. (ЦГАМ Ф. 609 Оп. 1. Д. 299 Л. 3)

В конце XIX в. при церкви открылась женская гимназия и пансион (ЦГА Москвы Ф. 609 Оп. 1 Аннотация) 

В 1905 г. при костеле была построена польская библиотека, ее строительство, перед самой своей смертью, спонсировал прихожанин храма – меценат шляхетского (дворянского) происхождения Альфонс Шанявский. Здание в готическом стиле было создано по проекту польского архитектора И. П. Залесского, а спустя два года перестроено Э. С. Юдицким. А. Шанявский много делал для развития польской культуры в Москве: софинансировал польские организации и общества, а также завещал часть своего состояния выделить на деятельность польской общины.

До 1905 г. поляки не имели возможности официально создавать в Москве польские организации. Исключение составляло только - Римско-католическое благотворительное общество, основанное в 1862 г. (официально зарегистрировано в 1866). Смягчение правовых ограничений принесла революция 1905 г.

Дом Польский

В 1906 г. в Москве была основана организация Дом Польский, которая разместилась в здании польской библиотеки. Польские общества такого типа были и в других крупных городах Российской Империи. Обычно при них работали: музыкально-хоровое товарищество, физкультурная организация, женский студенческий и скаутский отделы. Польские дома покровительствовали польским лицеям и издательствам на польском языке. При таких организациях обычно был католический приход с костелом, возведенным на деньги прихожан-поляков. При Доме Польском в Москве был организован также литературно-художественный кружок, в котором, в частности, выступал польский поэт Тадеуш Мичиньский. Работало гимнастическое общество "Сокол", а также студенческая организация "Братская помощь", которая до этого существовала в Москве нелегально.

Деятельность Дома Польского была ориентирована, в первую очередь, на польскую интеллигенцию, представителей которой в Москве было немало. Помимо библиотеки в здании располагались читальный, лекционный и концертный залы, в которых организовывались различные культурные мероприятия: лекции, патриотичные и танцевальные вечера, спектакли (Brzyska M. Książka polska w Rosji w latach 1914-1921)

С 1915 г. польская культурная жизнь в Москве стала более насыщенной, это было связано с волной беженцев, прибывших из Польши после начала Первой мировой войны. Среди них было много деятелей культуры. Они организовали в Доме Польском регулярные (два-три раза в неделю) лекции на разные темы: от литературы и истории искусства до языкознания и экономики. По инициативе Дома Польского также устраивались многочисленные концерты, в которых принимали участие польские музыканты, иногда в самом Доме, но чаще в зале Политехнического музея. В них регулярно участвовал хор "Лютня" под руководством Вацлава Лахмана (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie).

Не позднее января 1916 г. культурно-образовательная секция Дома Польского организовала вечерние курсы по ликвидации безграмотности для польских эмигрантов. На них обучали чтению, письму, счету, а также велись занятия по гигиене и истории Польши. Всего было открыто 10 отделений. За июль-август 1916 г. курсы прослушали 364 человека (ГАРФ. Ф. 5115 Оп.1 Д. 27 Л. 2)

До 1917 г. при Доме Польском работало в общей сложности 10 организаций, в том числе Польское общество помощи жертвам войны. В 1918 г. здесь был также организован Союз поляков России, но после начала советско-польской войны он был ликвидирован (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie). Вскоре был закрыт и Дом Польский.

В 1920 г. в одном из зданий по адресу Милютинский пер. 18 была открыта школа-интернат для дефективных детей (ЦАГМ Ф. 1492 Оп. 1 Д. 2 Л. 21), рассчитанный на 170 детей (Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927год. - М., 1926.С. 333)

Польское культурно-просветительское общество "Труд" (1922-1927)

В 1920-е годы советское правительство начало всячески поощрять развитие национальных культур народов, проживающих на территории СССР. Это делалось отчасти для того, чтобы расположить к новой власти эти группы населения. В рамках данной политики в Москве стали открываться различные национальные объединения: общества и союзы. В тяжелый условиях послевоенной разрухи они помогали своим членам деньгами, жильем, продуктами.

В 1922 г. по инициативе Польского Бюро агитации и пропаганды было образовано польское культурно-просветительское общество «Труд». Решение о его создании было принято 26 февраля 1922 г. на общем собрании коммунистов-поляков (присутствовало 220 человек). 21 апреля был официально зарегистрирован устав общества (ЦАГМ Ф. 1492 Оп. 1 Д. 5 Л. 1), согласно которому главной его целью было «объединение всей польской культурно-просветительской работы и оказание материальной и финансовой поддержки существующим польским школам и другим культурным организациям» (ЦАГМ Ф. 1492 Оп. 1 Д. 2 Л. 19). «Общество имело возможность брать под патронаж школы, детские дома и другие учреждения при условии полного их содержания» (Крякин Е. Н. Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа…) Вскоре общество «Труд» взяло под свое попечение польский детский дом и школу им. Розы Люксембург, а также детский дом «Красная звездочка».

Таким образом, общество «Труд» стало своего рода правопреемником Дома Польского, оно располагалось в том же здании (д. 18 стр. 4). Но кадровый состав новый организации, по видимому, сильно отличался от дореволюционного: теперь здесь преобладали поляки-коммунисты. А отношения с костелом, который раньше составлял одно целое с Домом Польским, стали крайне напряженными. Правление общества «Труд» даже обращалось в чрезвычайную жилищную комиссию с просьбой о выселении священников: «… в данном владении находятся еще 2 флигеля, занятые под жилье лицами, не имеющими ничего общего с Обществом как напр. ксендз, купцы и т. д. <…> Общество возбуждает вопрос о выселении из дома по Милютинскому пер. № 18 граждан не состоявших на советской службе и не принадлежащих к рабочему классу». (ЦАГМ Ф. 1492 Оп. 1 Д. 56 Л. 35)

В течении первых нескольких лет существования общества «Труд» велись споры о характере его деятельности. В 1925 г. было избрано новое правление общества, которое постановило, что данная организация должна стать вспомогательным органом партии, выполняющим его директивы и воплощающим в жизнь стоящие перед партией задачи, высказанные через Польбюро.

Общество «Труд» также занималось культурно-просветительской деятельностью. При нем был открыт польский рабочий клуб. Первоначально он расположился в здании на углу Арбата и Поварской улицы. Здесь 26 марта 1922 г. состоялось его торжественное открытие, в котором приняли участие 150 человек. После вступительной речи был прочитан доклад «о международной ситуации». Праздник закончился пением песен и записью в члены общества «Труд». В первый день в клуб записалось 60 человек, к 1924 г. их насчитывалось уже 170. Клубная секция организовала целый ряд лекций, в основном на политические темы. Например, о рабочем движении в Польше или о деятельности Польских Бюро в СССР и т. п. Ежедневно от 6 до 10 вечера в клубе была открыта читальня газет и журналов, также работала небольшая библиотека марксистской литературы. В конце мая клуб был перенесен в Милютинский переулок (д. 18 стр. 4), в здание, где продолжала работать польская библиотека, при которой также была открыта читальня еженедельников и ежедневных газет. По некоторым данным при обществе «Труд» также работал польский любительский театр.

В начале 1920-х гг. в Польский Клуб на принудительные работы посылались рабочие — польские военнопленные — из 1-ой Трудовой Дружины Рождественского концентрационного лагеря.

К 1923 г. в ведении общества находилось три домовладения: комплекс зданий в Милютинском переулке, Дом польских коммунистов в Кривоникольском и здание по адресу Большая Молчановка д. 3. Не смотря на то, что общество носило некоммерческий характер, ему необходимы были средства для содержания двух польских детских домов и школы, находившихся в плачевном состоянии. Для этой цели общество сдавало частным лицам квартиры в подведомственных ему зданиях. Кроме того, в Милютинском переулке был организован кинотеатр "Сфинкс", небольшой доход с которого, также использовался для этой цели. Но вырученных средств часто едва хватало лишь на зарплаты сотрудников, уплату налогов и оплату коммунальных услуг, закупку дров, а также на ремонт, который был крайне необходим. Ситуация осложнялась тем, что не все жильцы своевременно вносили квартплату.

В ЦАГМ сохранился отчет о состоянии одного из домов в Милютинском пер. на 1922 г, красноречиво свидетельствующий об условиях, в которых приходилось находиться многим жителям пореволюционной Москвы:

Некоторые комнаты квартирантами ведутся очень в грязном состоянии, не смотря на то сколько было сделано замечаний с моей стороны. Крыша общежития во многих местах проржавела и при дожде в комнаты второго этажа через потолок падает вода, а после этого в некоторых местах отваливается штукатурка, на что многие жалуются квартиранты. В общежитии не имеется электрического освещения, водопровода и канализации, хотя был раньше водопровод и некоторые трубы уцелели, но они засорены и некоторые проржавели. Что касается уборных, то таковая есть, как в первом, так и во втором этаже, но они служат теперь вместо кладовых...  В коридоре первого этажа есть лампа керосиновая которая хоть плохо но освещает нижний этаж, а во втором этаже и такой нет так, что такая тьма, возможно налететь на что нибудь<...> общая кухня в которой есть плита и русская печь но их топить нельзя, плита развалилась, а русская печь засорена в дымоходе... Есть каменное здание с черного ходу общежития которое имеет только крышу худую и стены, а дверей, полу и окон совершенно нет, ето все сломано и в нем набросан разный мусор, даже пользуются жильцы им как уборной. Мусорный ящик переполнен и даже теперь стали бросать около него мусор, так что трудно подойти к сараю который неподалеку находится от мусорного ящика...

ЦАГМ Ф. 1492 Оп. 1  Д. 56 Л. 21

В декабре 1927 г. общество "Труд" было ликвидировано. Архивные материалы не дают информации о причинах его ликвидации. 

Кинотеатр "Сфинкс"

Одно из помещений в д.18 стр. 4 было переделано под кинотеатр, который начал работать 1 июня 1922 г. Зал был рассчитан на 260 мест, а перед экраном располагалась сцена. Часть помещения сдавалась под буфет. Кинотеатр работал шесть раз в неделю, в будни показывали по три киносеанса, а в праздничные дни — четыре. Кроме того: «определенное количество бесплатных билетов предоставляется каждый день на все киносеансы курсантам Польского Сектора Коммунистического Университета Запада и Курсов Командного Состава „Красные Коммунары“. Кроме того время от времени устраиваются специальные детские киносеансы, лекции, митинги и общие собрания поляков-коммунистов гор. Москвы» (ЦАГМ Ф. 1492 Оп. 1 Д. 9 Л. 50)

Но вскоре кинотеатр пришлось закрыть, из-за того что был украден киноаппарат. Было решено сдать зал в аренду балетной школе, а также оставить буфет. В 1923 г. работа кинозала, по видимому, возобновилась.

Судьба костела св апостолов Петра и Павла в советские годы

В советские годы польская церковь продолжала действовать, но ее существование находилось под постоянной угрозой из-за развернувшейся широкомасштабной антирелигиозной компании. По данным ЦГАМ костел был закрыт в 1935 г. (ЦГАМ Ф. 609 Оп. 1 Аннотация С. 7), по другим данным в 1938 г. (В тени Лубянки…) Большевики конфисковали здания, разграбили имущество, в том числе изъяли 35 тыс. книг из польской библиотеки (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie), арестовали и сослали в лагеря священников и деятелей польских организаций. «Списки членов приходских советов и тех, кто вносил пожертвования, легли на стол чекистам (для грядущих арестов)». (В тени Лубянки...) Здание польской библиотеки было передано отделу спорта при НКВД, а затем Московскому спортивному комитету. После закрытия церкви планировалось переделать ее под кинотеатр, но этот проект так и не был осуществлен из-за начавшейся войны.

Во время войны костел был почти полностью разрушен попавшей в него авиабомбой. От первоначальной постройки сохранился только фундамент, широкая лестница и кусок задней стены. После войны здание восстановили как административное сооружение, что полностью исказило его исторический облик. Здание бывшего храма национализировано и передано ОАО «Гипроуглемаш», часть его сдается в аренду под офисы. Католическая церковь неоднократно предпринимала попытки вернуть себе храм, но безуспешно.

Здание бывшего костела, 1986 г. Фото: pastvu.com

Репрессированные священнослужители и деятели польских организаций

Петр Зелинский (1863-1931) сал настоятелем костела св. апостолов Петра и Павла не позднее 1919 г. В марте 1923 г. он был арестован и несколько месяцев провел в Бутырской тюрьме. Священника освободили благодаря ультиматуму МИДа Польши от 10 июня 1923 года. В 1926 г. у Зелинского была возможность уехать в Польшу, но он предпочел остаться в Москве. В 1927 г. его арестовали вновь и приговорили к трем годам ссылки, которую он отбывал сначала в Йошкар-Оле, а затем в Красно-Кокшайске (Коми АССР). После окончания срока ссылки священник поселился в Уфе, т.к. ему было запрещено проживать в шести крупных городах СССР. В последний раз Зелинский был арестован в ноябре 1930 г. Его вновь сослали, на этот раз в Усть-Куому, где он и скончался 18 октября 1931 г. он сыпного тифа (Книга памяти расстрелянных и погибших в тюрьмах ... католических священнослужителей).

Карл Лупинович — с 1924 г. настоятель храма св. апостолов Петра и Павла, с 1926 — Генеральный викарий Московской администратуры. Первый раз священника арестовали 20 февраля 1929 г. по подозрению «в шпионаже и участии в контрреволюционной организации», но вскоре освободили. Еще до этого в его квартире в Милютинском пер. неоднократно проводились обыски, в ходе которых изымалась переписка, в том числе с польской диаспорой, личные записи и религиозная литература (ЦАГМ. Ф. 1492 Оп. 2 Д. 2 Л2.; Д. 1. Л. 20). 18 февраля 1931 Лупиновича арестовали по групповому делу католического духовенства и мирян. Он обвинялся в том, что:

с 1926 года, имея связь с отдельными сотрудниками польского посольства, информировал последних об арестах римско-католического духовенства, о настроениях польского населения, о положении отдельных приходов, содействовал отдельным лицам подпольного монастыря. Руководил работой по вовлечению детей в жизнь костела, воспитывал их в антисоветском духе. Принимал активное участие в контрреволюционной и антисоветской деятельности хорового кружка.

цит по В тени Лубянки... 

По этому делу проходил еще один священник, служивший в храме в Милютинском переулке — отец Михаил Цакуль. Обоих священнослужителей приговорили к трем годам ссылки в Казахстан. В 1933 г. Цакуль получил разрешение вернуться в Москву, а Лупинович еще до окончания срока ссылки был арестован повторно и этапирован в Минскую тюрьму, его обвиняли в шпионаже и вновь сослали в Казахстан на три года. В 1936 г. его судили еще раз и 9 января 1937 приговорили к десяти годам ИТЛ, затем в декабре 1937 г. приговорили к высшей мере наказания. Точная дата и место расстрела священника не известны.

По некоторым данным в последние годы существования костела его настоятелем был Михаил Цакуль. Он также неоднократно арестовывался и был расстрелян в 1937 г.

Ян Гжыбовский (1892-1937) был заместителем директора польского клуба. Состоял в ВКП(б), происходил из семьи рабочих. Был арестован 27 июля 1937 по распоряжению комиссии НКВД и прокуратуры СССР. Он обвинялся в контрреволюционной деятельности и принадлежности к ПОВ (Польская организация войскова), которая на тот момент давно уже не существовала. 27 января 1937 г. был приговорен к расстрелу, через три дня приговор был приведен в исполнение (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie)

Мария Костромицкая
Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927год. - М.,1926.
ЦГАМ Римско-католическая петропавловская церковь, г. Москва. Ф. 609 Опись 1 Аннотация
Шинкевич С., Заринов Ю. Поляки Российской империи и СССР; историческая справка и характеристика современной ситуации. - М., 1992.