Дмитлаг
Вводная статья
Влахернская база отдыха
Временная командировка на экскаваторном заводе в Коврове
Городские бани. Водоснабжение лагеря и города
Дмитровская пристань
Дмитровский музей и Дмитлаг
Дом для стахановцев строительства канала Москва-Волга на 1-й Мещанской улице
Захоронения Дмитлага
Лагпункт и база снабжения в Бескудникове
Лагпункты в Дмитрове
Лагпункты Волжского района
Лагпункты восточного района
Лагпункты Завидовского района
Лагпункты Икшанского района
Лагпункты Истринского района
Лагпункты Карамышевского района
Лагпункты Оревского района
Лагпункты Перервы
Лагпункты района Соревнование-Запрудня
Лагпункты района Темпы-Мельдино
Лагпункты района Техника-Карманово
Лагпункты строительства Северной гавани
Лагпункты Химкинского узла
Лагпункты Хлебниковского района
Лагпункты Центрального района (Яхрома)
Люберецкий отдельный отряд Дмитлага
Мехзавод, производства Дмитлага в Дмитрове
Памятный крест на первом фрагменте канала
Пионерские лагеря МВС. Дети на строительстве канала
Поселки, построенные Дмитлагом в Дмитрове, дома руководящего состава
Реконструкция Савеловской железной дороги
Скульптурная мастерская Дмитлага
Совхозы Дмитлага
Стадион и водная станция «Динамо» в Дмитрове
Типографии Москваволгостроя и Дмитлага
Ходынский аэродром
Центральная художественная мастерская Дмитлага
Центральный клуб Строительства канала в Дмитрове
Центральный лазарет Дмитлага, сангородки
Яхромская фабрика
Лагпункт и база снабжения в Бескудникове

Объекты на карте:

Центральная база Дмитлага в Бескудниково и лагпункт при ней
Тэги: 

Лагпункт и база снабжения в Бескудникове

Адрес: Москва, Стандартная улица, д. 6, с. 18.

Тэги: 

Дмитлаг обслуживался как минимум тремя базами снабжения. Две из них находились в Дмитрове. Центральная база снабжения Дмитлага НКВД располагалась вблизи станции Бескудниково Савеловской железной дороги. Размещение базы в ближайшем Подмосковье объясняется логистическими соображениями: близость московского железнодорожного кольца, а также заводов-поставщиков оборудования. В 1940-е гг. территорию базы частично занял Бескудниковский комбинат строительных материалов (БКСМ), в настоящее время эта территорая входит в состав Промзоны № 49 «Бескудниково». 

Отдельный Бескудниковский участок существовал уже в 1934 году, что является косвенным подтверждением наличия здесь лагерных единиц МВС. В том же 1934 году здесь была организована ремонтная мастерская Мосметромеса, относящаяся к МВС, просущестовала она как минимум до 1937 года.  Главным назначением мастерской был ремонт весоизмерительных приборов, также здесь ремонтировались инвентарные инструменты (парихмахерские машинки, мясорубки, картофеличистки, и прочее).

Существовавание лагпункта «Бескудниковская база» подтверждается его упоминанием в списке поселков МВС (декабрь 1935 года), передаваемых в ведение Моссовета. При Бескудниковской базе снабжения находилась самостоятельная база технического снабжения, подчиненная отделу технического снабжения строительства канала.

В связи с расформированием Дмитлага в октябре-ноябре 1937 года Москволгострой НКВД передал базу в введение ГУЛАГа. В 1938-м году база упоминается в связи с деятельностью Химкиного ИТЛ (Химлага) — лагерным формированием, «дочкой» Дмитлага, просуществовавшим до 1941 года. За Химлагом числилось «строительство и обслуживание Бескудниковской базы московской конторы Управления технического снабжения строек и лагерей НКВД».

Лагерная история места продолжалась и в 1940-е гг. В 1944-м году в 2-х километрах от станции Бесдкуниково организован Бескудниковский лагерь (в перечнях лагерей до 1949 года — отдельный лагерный пункт (ОЛП) № 2, затем — Исправительно-трудовая колония при заводе № 1). Подробнее об этом читайте в статье "Бескудниковские лагеря".

Некоторую информацию, подтверждающую существование базы снабжения Дмитлага, публиковала лагерная пресса, как правило, это критические заметки о неудовлетворительном состоянии хозяйства. Так, например, в заметке от 1937 года отмечалось, что

«...при разгрузке и погрузке технических материалов не ведутся наблюдения за качеством работ и бережным отношением к материалам. Часть грузов повреждается при разгрузке, часть портится в результате хранения под открытым небом».

(«Портятся ценнейшие грузы». Журнал «Москваволгострой». 1937 г.)

В 1936-м году отмечали, что рабочие (не уточняется, какие), были вынуждены работать без спецодежды:

«Вопрос о выдаче спецодежды работникам Бескудниковской центральной базы Дмитлага ставился неоднократно нашей профорганизацией пред администрацией базы. Однако никаких результатов до сих пор нет.
Рабочие ходят на работу в своей замасленной одежде. Ни рукавиц, ни брезентовых костюмов, ни даже простых халатов рабочие не имеют. А время идет к зиме. Холод, дождь отражаются на здоровье и производстве труда рабочих, которым приходится по целым дням работать, сидеть в кузовах грузовых машин»

(«Когда же нам выдадут спецодежду?» Газета «Москваволгострой». 1936 г. № 109)

Бескудниковский лагпункт Дмитлага существовал еще в декабре 1937 года, о чем свидетельствует обвинительное заключение по 58-й статье помощника начальника базы. Максима Михайловича Аношкина обвиняли в агитации заключенных и вольнонаемных работников базы, его арестовали 23 декабря 1937 года,  приговорили к содержанию в тюрьме 3-го отдела Дмитлага НКВД.

Заметка о злоупотреблениях начальника Бескудниковской технической базы Шнейдера. МВС №274 1937г.