Адрес: Москва, ул. Ленинский проспект, д. 90
Солженицын и Решетовская познакомились в 1936 году. 27 апреля 1940-го они зарегистрировали брак в Ростовском городском загсе. Весной 1952 года, когда Солженицын находился в лагере в Экибастузе, Решетовская оформила в одностороннем порядке развод. В конце 1956 — начале 1957 годов, когда Солженицын вернулся из лагерей и ссылки, они с Решетовской воссоединились и заново зарегистрировали свой брак. С 1968 года у Солженицына начался роман с Наталией Светловой, и в марте 1973-го ему удалось оформить развод с Решетовской. 20 апреля он зарегистрировал свой брак с Наталией Светловой.
Москва, ул. Ленинский проспект, д. 90. Фото:
Солженицын и Наталья Решетовская познакомились осенью 1936 года, когда оба были студентами Ростовского Государственного Университета, а 27 апреля 1940-го они зарегистрировали брак в Ростовском городском загсе. В октябре 1941-го Солженицын был мобилизован в армию. Во время войны он дослужился до звания капитана, и в мае 1944-го ему было разрешено вызвать к себе в часть жену; она пробыла с ним на фронте три недели.
Солженицын и Решетовская на фронте. Весна 1944 г. Фото:
В феврале 1945-го Солженицын был арестован за переписку с другом Николаем Виткевичем. Первое письмо жене после ареста он смог отправить только 8 августа 1945-го, а в сентябре, находясь в лагере на Калужской заставе, впервые встретился с ней. В декабре 1948 года Решетовская сообщила Солженицыну на свидании, что вынуждена с ним формально развестись, чтобы избежать увольнения на работе. Но развод тогда не состоялся, а с работы она все равно была уволена. В сентябре она переехала из Москвы в Рязань, преподавать химию в Рязанском сельхозинституте. В марте 1950-го в Бутырской тюрьме состоялось ее последнее свидание с Солженицыным.
Когда Солженицына этапировали в Экибастуз, Решетовская надеялась, что сможет видеться с ним, но Солженицын сообщил ей, что это невозможно. Из ее воспоминаний о годах, когда Солженицын находился в Экибастузе:
Чувство нашей большой внутренней слитности поддерживалось во мне с 45-го до 50-го года, даже как будто нарастая… Оно поддерживалось письмами, редкими встречами на свиданиях, неугасающей любовью нашей, о которой мы не уставали писать друг другу. Как бы ни были редки в последнее время наши свидания, ни на одном из них я не встретилась с человеком, который хоть в чём-то показался бы мне чужим… А вот в редких письмах из Экибастуза стал проступать уже какой-то совсем другой человек. Этот человек мог вызвать ещё больше сочувствия, но не мог уже в той степени, как раньше, поддерживать во мне внутреннее горение, без которого жизнь теряла краски. Саня становился для меня всё более ирреальной фигурой, становился далёким любимым образом. Образом-воспоминанием, образом-надеждой. Но… образом.
Решетовская Н. А. В споре со временем. Глава 5, Рядом с Иваном Денисовичем
Весной 1952 года Решетовская оформила развод в одностороннем порядке и начала совместную жизнь со своим коллегой Всеволодом Сомовым.
Наталья Решетовская, октябрь 1956 г. Фото:
Следующая ее встреча с Солженицыным состоялась в июне 1956 года, когда он только оказался на воле и гостил в Москве у своего друга и сокамерника Дмитрия Панина. В октябре того же года Решетовская приехала к нему на три дня в Торфпродукт, после чего они приняли решение о воссоединении. В ноябре Решетовская рассталась с Сомовым. 30 декабря Солженицын переехал к ней в Рязань, а 2 февраля 1957 года они повторно зарегистрировали брак в Мезиновском поселковом совете.
Они жили в Рязани. Оба преподавали, но Солженицын старался не перегружать себя школьными обязанностями, чтобы не терять время, нужное ему для писательства: в те годы — с 1957 по 1961 — он работал над повестью «Щ-854» (первоначальное название «Одного дня Ивана Денисовича»), романом «В круге первом», рассказом «Матрёнин двор», писал первые «Крохотки», пьесу «Свеча на ветру», собирал материалы для будущего «Красного колеса» и задумывался об «Архипелаге ГУЛАГ».
В Ясной Поляне. Вторая половина 1950-х г. Фото:
С ноября 1961-го, когда повесть «Один день Ивана Денисовича» попала в редакцию журнала «Новый мир», их совместная жизнь стала меняться.
Несколько зим подряд Солженицын работал в эстонском «Укрывище» над «Архипелагом ГУЛАГ», а Решетовская все чаще оставалась одна или занималась «секретарскими обязанностями», связанными с поручениями Солженицына, которые только увеличивались: «классифицируются, раскладываются по пронумерованным папкам письма. Заводятся папки и для газетных и журнальных отзывов. Их уже тоже немало, и чем больше проходит времени, тем разнохарактерней становятся они» (Решетовская Н. А. В споре со временем. Глава 8. Перекрёстки). Их отношения стали еще более шаткими после того, как в феврале 1964-го у Солженицына случился роман в Петербурге во время сбора материалов для «Красного колеса». А с осени 1965 года Солженицын углубился в подпольную деятельность, работал иногда у Чуковских в Переделкине, иногда в их московской квартире, а иногда в доме в Рождестве-на-Истье, и все реже виделся с Решетовской.
Их отношения окончательно разладились в августе 1968 года, когда Солженицын познакомился с Наталией Светловой, ставшей его новой помощницей. В конце ноября они сблизились, летом 1969 года вместе поехали на Пинегу, а через год у Солженицына состоялось решающее объяснение с Решетовской. Она не согласилась на развод с Солженицыным.
В начале осени 1970 года семья Наталии Светловой по обменному ордеру переехала в квартиру в Козицком переулке, и Солженицын теперь жил у нее, когда приезжал в Москву. В октябре того же года Решетовская пыталась покончить с собой, приняв большую дозу снотворного.
30 декабря у Солженицына и Светловой родился первый сын.
29 ноября 1971-го суд отказался дать Солженицыну развод; дело было отложено на полгода. 20 июня 1972-го районный суд Рязани вынес решение о расторжении брака с Решетовской, но после этого по кассационной жалобе Решетовской решение суда было отменено и направлено на новое рассмотрение.
23 сентября 1972-го у Солженицына и Светловой родился второй сын.
18 октября состоялась встреча Солженицына и Светловой с Решетовской, которая согласилась на развод через загс.
15 марта 1973 года Солженицыну удалось оформить развод с первой женой. 20 апреля он зарегистрировал брак с Наталией Светловой. Несмотря на отказ в прописке по месту жительства жены, Солженицын продолжал жить в ее квартире в Козицком переулке.
В сентябре 1973-го, после того как КГБ захватил рукопись «Архипелага ГУЛАГ», состоялось несколько встреч Солженицына и Решетовской, на которые она приходила с «посреднической миссией»: уговорить его не печатать «Архипелаг ГУЛАГ» и пойти на сотрудничество с властью. Солженицын понимал, кто направлял ее с этой «миссией»: «Я изгубил одиночеством свои ссыльные годы — годы ярости по женщине, из страха за книги свои, из боязни, что комсомолка меня предаст. После 4 лет войны и 8 лет тюрьмы, оставленный женой, я изгубил, растоптал, задушил три первые года своей свободы, томясь найти такую женщину, кому можно доверить все рукописи, все имена и собственную голову. И воротясь из ссылки, сдался, вернулся к бывшей жене. И вот через 17 лет эта женщина пришла ко мне не скрываясь — вестницей от ГБ» (Солженицын А. И. Бодался телёнок с дубом. С. 330).
Решетовская на даче «Борзовка» работает над мемуарами. Лето 1977 г. Фото:
После высылки Солженицына и его семьи Решетковская вместе с АПН опубликовала книгу воспоминаний «В споре со временем», в которой с откровенностью рассказала об их взаимоотношениях вплоть до середины 1960-х годов. Уже затем последовали ее остальные «разоблачительные» книги, также связанные с Солженицыным или воспоминаниями о нем: «Александр Солженицын и читающая Россия», «Солженицын. Обгоняя время», «Разрыв», «Отлучение». Несмотря на это, Солженицын десятки лет продолжал материально ее поддерживать.
Наталья Решетовская умерла 28 мая 2003 года.