Протесты
Вводная статья
Антивоенная демонстрация во дворе МГУ на Моховой
Антисталинская демонстрация 7 ноября 1927 года
Демонстрации на Пушкинской площади
Демонстрация на Трубной площади
Демонстрация у Дома дружбы
Демонстрация у ливанского посольства
Лобное место. Протесты на Красной площади
Площадь Маяковского
Протесты на Ленинских горах
Протесты у Ленинской библиотеки
Акция евангельских христиан-баптистов у здания ЦК КПСС

Объекты на карте:

Акция евангельских христиан-баптистов у здания ЦК КПСС

Акция евангельских христиан-баптистов у здания ЦК КПСС

Адрес: Москва, Старая пл., д. 4

16 и 17 мая 1966 года у здания ЦК КПСС прошла массовая акция евангельских христиан-баптистов. Она стала стала самой крупномасштабной протестной акцией эпохи «застоя». Более 30 участников акции получили сроки заключения 1–3 года.

Коленопреклоненная молитва участников делегации в переулке у Старой площади 16–17 мая 1966 г. Фото: личный архив Т. К. Никольской

Коленопреклоненная молитва участников делегации в переулке у Старой площади 16–17 мая 1966 г. Фото: личный архив Т. К. Никольской 

Предыстория

Евангельские христиане и баптисты появились в Российской империи в XIX в. Отличительные особенности этих конфессий: признание Библии абсолютным авторитетом, особое внимание к покаянию и «рождению свыше» в сознательном возрасте. У баптистов свидетельством веры является крещение взрослых через полное погружение в воду. В конце XIX в. в России был учрежден Союз русских баптистов, а в начале XX в. — Союз евангельских христиан. В конце 1920-х гг. в СССР насчитывалось 350–400 тысяч взрослых евангельских христиан и примерно столько же баптистов. В 1930-е гг. Союз баптистов прекратил свое существование ввиду ареста всех руководителей, а Союз евангельских христиан сохранился номинально. 26–29.10.1944 в Москве на совещании представителей общин евангельских христиан и баптистов был учрежден объединенный Союз евангельских христиан и баптистов (с 1946 г. буква «и» в названии была заменена знаком тире (-)), куда вошли и некоторые другие протестантские течения. Руководящим органом с центром в Москве стал Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ).

В начале 1960-х гг. антирелигиозная кампания, политика вмешательства государства во внутренние дела церкви, в том числе через действия церковных лидеров, массовое недовольство этим положением и рост самосознания верующих, влияние идей «оттепели», появление молодых, инициативных лидеров, ошибки со стороны ВСЕХБ стали причинами внутрицерковного разделения. В августе 1961 года группа служителей во главе с Г. К. Крючковым объявила о создании Инициативной группы по подготовке и проведению Всесоюзного чрезвычайного съезда церкви ЕХБ в СССР (отсюда и название участников движения — «инициативники»). В 1962 году сторонники Группы окончательно вышли из подчинения ВСЕХБ. Для руководства движением была образована новая церковная структура во главе с Советом Церквей (СЦ) ЕХБ. Инициативники уделяли особое внимание христианскому воспитанию детей и молодежи, подпольному изданию христианской литературы, выступали за права верующих, оказывали помощь осужденным единоверцам. За это многие из участников движения подвергались уголовным и административным наказаниям.

Подготовка делегации

В апреле 1966 года на совещании в Киеве служители СЦ ЕХБ приняли решение обратиться в правительство СССР с ходатайством о прекращении гонений (аресты, штрафы, увольнения с работы, конфискация и разрушение молитвенных домов и т. д.), в защиту прав верующих, для чего направить в Москву делегацию представителей общин из разных регионов страны. Желающие присоединиться к акции должны были приехать в Москву утром 16.05.1966, а в определенное время подойти к подъезду ЦК КПСС на Старой площади. В петиции содержались просьбы: разрешить созыв церковного съезда, остановить гонения и вмешательство государства в дела церкви, признать СЦ ЕХБ, реализовать право на религиозное обучение.

Органы КГБ, видимо, знали о готовящейся акции. Часть верующих, при попытках взять на работе отпуск на эти дни, получили отказ, многие уже по дороге в Москву были сняты милицией с поездов или задержаны в аэропортах. Тем не менее, в назначенный день в Москву приехали, по разным данным, 400–600 евангельских христиан-баптистов из разных городов и областей СССР (сами инициативники называют цифру 430): например, из Киевской общины — 13 человек, из Ленинграда и Пскова — 5, из Горьковской области — 7 и др. Предположительно, если бы все желающие добрались до Москвы, число делегатов достигло бы 1300–1500 человек.

Евгений Николаевич Куявский (служитель ленинградской общины СЦ ЕХБ):

Накануне, к нам в Ленинград приехал брат Михаил Хорев. Собрались все наши братья-служители и ревнители дела Божьего. Брат Михаил сказал, что на такое дело нужно идти добровольно, так как неизвестно, чем это все может закончиться. Согласились ехать пять человек: Василий Балуев, Александр Дементьевич Завьялов, сестра Лида Семенова, старец-диакон из города Пскова и я.

Ход событий

Участники делегации доезжали на метро до центра Москвы и шли пешком до Ильинского сквера у Старой площади, где находилось здание ЦК КПСС. Здесь они произвольно рассредоточивались: одни прогуливались по площади, другие сидели на скамейках и т. д. Ровно за 10 минут до начала акции все участники одновременно, с разных концов Старой площади, двинулись к подъезду ЦК, чтобы оказаться там ровно в 9 часов (Куявский называет время — 10 часов). По воспоминаниям Е. Н. Куявского, за 2–3 минуты у подъезда образовалась толпа длиной почти в 100 метров и плотностью в 4–5 человек. Когда из дверей вышел дежурный, один из служителей громко зачитал заявление с просьбой, чтобы делегацию приняли генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, члены Политбюро А. Н. Косыгин и Н. В. Подгорный. Заявление было отдано для передачи в Политбюро. Через некоторое время офицер военной охраны предложил участникам перейти в соседний глухой переулок у Старой площади, где находились приемная и справочный отдел ЦК.

Здесь верующие провели весь день в ожидании и посте, совершая через каждые 2 часа общую молитву на коленях. Их тщетно уговаривали разойтись, а вечером попытались разогнать с помощью поливальной машины.

Галина Юдинцева (община СЦ ЕХБ г. Горький): «Ночевала делегация в переулке. На асфальт расстелили газеты и, кто мог, спал». Люди не разошлись, несмотря на ночной дождь.

Е. Н. Куявский (служитель ленинградской общины СЦ ЕХБ):

… 17 мая, у нас опять однодневный пост; через каждые два часа — молитва. С утра Строганов [заведующий приемной ЦК — Т.Н.] объявил, чтобы мы ждали ответа. Проходили часы, а ответа не было. Власти могли рассчитывать, что если так тянуть время, некоторые из нас уже начнут уезжать, и мы решим оставить для переговоров небольшую группу, которую они потом изобьют, как уже дважды было, и насильно отправят кого-то — домой, а кого-то — под суд. Но нас ни только не убыло, а наоборот, прибавилось человек сорок.

После 12 часов верующие двинулись к подъезду ЦК КПСС в Никитском переулке. Здесь к делегатам выходили сначала начальник отдела ЦК Грачев, затем председатель КГБ В. Е. Семичастный и министр охраны общественного порядка РСФСР (в разных источниках названы фамилии Щелокова и Козлова, однако, в мае 1966 г. эту должность занимал В. С. Тикунов). Они уговаривали верующих разойтись, ссылаясь не то, что Л. И. Брежнев вылетел на Дальний Восток и что в случае отказа делегаты будут разогнаны силой.

Милиционер А. И. Зудин, свидетель на суде 29–30.11.1966:

По телефону нам сообщили, чтобы мы выехали в ЦК КПСС. Возле здания ЦК расположилась большая толпа. Нам сказали, что это съехались из разных мест баптисты на прием к Брежневу. Они вошли в приемную ЦК, перед этим зачитав письмо. Они просили, чтобы письмо было передано Брежневу. <...> Они молились на коленях и стоя. Просто неприятно было смотреть, как такая огромная масса людей становится на колени. Всю ночь они были у здания ЦК КПСС. На другой день их стало примерно до 500 человек. <...> Семичастный им сказал, что если они не уйдут, то он вынужден будет навести порядок. Подали автобусы, комиссар Волков сказал: «Садитесь добровольно, иначе будем сажать силой и тех, кто не согласен, судить». Мы их силой сажали в автобусы, а они пели.
Всю эту массу народа чувствовалось направляла солидная рука.

На 28 автобусах участников акции отвезли в Лефортовскую тюрьму для фильтрации.

Галина Юдинцева (община СЦ ЕХБ г. Горький) о событиях 17 мая:

…посланников церквей, молодых и старых, грузили и кидали, как дрова, в автобусы. Меня особенно не били, только рукав от плаща оторвали. В камеру Лефортовской тюрьмы попала вместе с Евгенией Вильчинской — мужественная сестра, благопотребный сосуд.
Моя подруга вспоминала: «Мы как на экскурсию в тюрьму съездили. Отсидели трое суток, а большего не заслужили…». Она находилась в камере с сестрой из Сумгаита. Та горевала: «И масла тут нет, и колбаски не дадут…». Видимо, отправляясь в Москву, не рассчитывала на худшее.

Часть задержанных были осуждены на 10–15 суток, многим участникам присудили штрафы по месту жительства и другие административные взыскания. Например, киевские делегаты, кроме Веры Шупортяк, на которую завели уголовное дело, после 15 суток отсидки были доставлены на родину в сопровождении милиции. 18.05.1966 в приемной ЦК КПСС были арестованы служители СЦ Георгий Винс и Михаил Хорев, которые пришли узнать о судьбе задержанных делегатов. 30.05.1966 арестовали и председателя СЦ Геннадия Крючкова. 29–30.11.1966 в г. Москве состоялся суд над Г. К. Крючковым и Г. П. Винсом, которые, в числе прочего, обвинялись в «организации демонстрации» 16–17.05.1966 (оба получили по 3 года лишения свободы). М. И. Хорев был осужден на 2,5 года. Всего более 30 участников акции получили сроки заключения 1–3 года.

Значение

Делегация евангельских христиан-баптистов (СЦ) 16–17.05.1966 стала самой крупномасштабной протестной акцией эпохи «застоя». Информация об этом событии сразу попала за границу (уже 17.05.1966 о ней сообщила радиостанция «Голос Америки»). В СССР и других странах об инициативниках заговорили как о движении многочисленной, хорошо организованной, целеустремленной и самоотверженной религиозной «оппозиции». В дальнейшем некоторые из молодых участников акции пополнили ряды нелегальных служителей: например, благовестник Иосиф Бондаренко (позднее один из лидеров движения автономных церквей ЕХБ), сотрудницы подпольного издательства «Христианин» Светлана Белецкая, Галина Юдинцева и др. Молодежь в общинах СЦ воспитывалась на примере смелости и жертвенности делегатов.

Современные экскурсанты из общин евангельских христиан-баптистов на месте событий 1966 года. 14.04.2013. Фото: личный архив Т. К. Никольской

Современные экскурсанты из общин евангельских христиан-баптистов на месте событий 1966 года. 14.04.2013. Фото: личный архив Т. К. Никольской

Однако, среди евангельских христиан-баптистов, включая сторонников СЦ, высказывались и другие мнения, в частности, что массовая акция не принесла пользы и лишь активизировала аресты; ее многочисленность не способствовала организации переговоров и выглядела, как вызов власти и «демонстрация силы» (Ю. Ф. Куксенко).

В целом, правозащитная деятельность баптистов-инициативников оказала влияние на корректировку советской вероисповедной политики. Власти разрешили ВСЕХБ проводить регулярные церковные съезды. Во второй половине 1960-х гг. активизировался процесс регистрации общин ЕХБ и даже была введена система автономной регистрации для общин, готовых соблюдать законодательство о культах, но не желавших присоединяться к ВСЕХБ. Однако, аресты и преследования баптистов-инициативников продолжались вплоть до Перестройки (последние узники СЦ ЕХБ были освобождены к концу 1988 г.).

Закрытое здание ЦК КПСС. Август 1991 г. Фото: PastVu

Закрытое здание ЦК КПСС. Август 1991 г. Фото: PastVu

Татьяна Никольская
Источники, литература, ссылки:
Богданова Л. Радостное поприще. Б.М., 2013. С. 28–29, 50–53
Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М., 1995. С.281–282
Крючков Г. К. Великое пробуждение XX века. Изд-во «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2008. С. 238–239
Куксенко Ю. Ф. Наши беседы. Обнинск: Титул, 2005. С. 129–134
Куявский Е. Остаться верным. Спб., 2014. С. 332–344
Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. Спб.: Изд-во Европейского университета, 2009
Хорев М. И. Страницы жизни // Вестник истины. 2012. № 4. С. 3–49
Юдинцева Г. И. Самые счастливые дни. Б.М., 2014. С. 12–13