Адрес: Московская обл., Дмитровский р-н, дер. Липино
Колония в деревне Липино существовала с осени 1943 года. В 1952 году она была передана Министерству здравоохранения, и в ее помещениях, видимо, расположились отделения 14-й Московской областной психиатрической больницы.

Корпус психиатрической больницы в деревне Липино. Фото:
Согласно гулаговской справке об этом месте заключения 1952 года, она образована в 1944 году. Но эта дата, вероятно, связана с бюрократическими обстоятельствами. Уже в августе 1943 года нехватка кипяченой воды и сплошные нары в Талдомской ИТК отмечены в сводке сведений Московского управления лагерей. А в мае 1945 года начальник колонии отсчитывал полтора года с основания учреждения. Замначальника колонии тов. Морозов 8 ноября 1943 года сообщал на собрании о «состоянии подготовки колонии к зиме»:
Колония в целом подготовлена к зиме неудовлетворительно. Все лагпункты, за исключением 75 участка, жилфондом обеспечены. На 75 участке с жилфондом катастрофическое положение. Часть лагнаселения живет в плохих палатках, в холоде. Крайне плохо идет строительство кухонь, каптерок, уборных. Кирпича до сих пор нет. Строительство стационара затягивается. Больные нередко живут в палатках вместе со всеми, медицинской помощи получают недостаточно. Крайне медленно поворачивается на работе начальник 3 лагпункта Пропип и нач. 4 лагпункта Устинов. Овощехранилища не строятся. Конпогловье в плохом состоянии, конюшни строятся медленно. С наступлением морозов баня может остановиться, строительство колодцев незапроектированно. Саней строить еще не начинали. Главный инженер Лизунов совершенно не занимается вопросом строительства — бездельничает. Лошади не подкованы, ковочных гвоздей нет. Совершенно плохо поставлена переправа продовольствия через канал, запас продуктов на случай замерзания канала не обеспечен…
Где находились подчиненные колонии лагеря — лагпункты, неизвестно. Не обеспеченный жильем
…выполняли важное задание по снабжению топливом предприятий ИТЛ и К в г. Москве, которые работали на военные нужды. Еще больше сделали в организации и развитии сельского хозяйства в ИТК в период организации ИТК в 1943 году, совершенно не к чему было привиться, что мы имели в своем распоряжении — это одну разваленную избу. А сейчас имеем ряд больших объектов, выстроенных нами за полтора года. Имеем 10 лошадей, 8 жеребят, 35 голов крупного рогатого скота. Имеем два трактора, сельхозинвентарь. <…> Отдельные члены партии были преданы суду за хищение социалистической собственности <…> обрабатываем землю на левом берегу реки Сестра в Калиниской области. Ведем строительство хорошего зернохранилища на 100 тонн, а так же будем строить новую конюшню. Необходимо построить свинарник на 10 свиней, которых мы можем всегда получить в ИТК № 3 (Крюковской, — Е.Н.).
Там же. Л. 116
В 1946 году колония взяла шефство над Дутшевским сельсоветом, и заключенные работали в колхозах деревень Ступино и Исаково.

Карта Московской области 1987 г. Источник: retromap.ru
31 августа 1946 года партячейка провела «разбор материала, поступившего в парторганизацию на тов. Губского», с которым, видимо, отчасти были связаны и описанные выше достижения:
…за период его работы начальником
ИТК-6 . Член вкпб с 1928 года… использование рабочей силы на стороне… расчеты лично с тов Губским… менял качественный овес на низкокачественный, мало уделял внимания уходу за конями и круп. рог. скотом, не организовалп-во ширпотреба и пр. …исключен из членов партии.ЦГА Москвы. Ф. П2264. Оп. 1. Д. 135. Л. 37
В октябре на партсобраниях выступал начальник колонии
Помимо сельского хозяйства, руководство колонии планировало «организовать производство ширпотреба на высоком уровне», чего не сделал товарищ Губский. Но сведений о том, что производство было впоследствии налажено, нет. В 1950 году на собраниях упоминают механический цех, который, скорее всего, был занят ремонтом сельхозяйственной техники. Поля колонии в 1950 году занимали 538,2 га, из которых 213 га обрабатывались. С 1949 года заключенные работали в «парниковом хозяйстве». Крупного рогатого скота в колонии было 121 голов, из них коров — 56. Стадо предполагалось еще увеличить, поскольку его «формирование» упомянуто в списке капиталовложений 1951 года. Свиней было 256, из них 17 — свиноматок. Имелось 43 лошади, из них 23 — рабочие, и 11 конематок, оставшиеся числились «излишком конемолодняка».
Сколько было заключенных в колонии до апреля 1952 года, точно неизвестно. В 1946 году колония «ощущала недостаток рабсилы заключенных, особенно специалистов», в 1949 году, напротив, «был завезен излишний контингент, что повлекло за собой перерасход в размере 130 000 рублей». 1 апреля 1952 года в колонии содержался 151 заключенный: 48 мужчин и 94 женщины.
В 1950 году все заключенные колонии были расконвоированы, то есть могли находиться за пределами колонии без охраны (что было отмечено среди упущений управления лагерей и колоний). Охрана колонии, кроме прочего, содействовала заключенным, и начальник ИТК призывал подчиненных обращать «особое внимание на сохранение гостайны: не пускать на ночлег лиц, приезжающих на свидание».
Лагпунктов у колонии в 1952 году уже не было. Ее территория, 3600 кв. метров, была окружена забором. за которым находилось одно общежитие (400 кв. метров), штрафизолятор на 4 места, столовая, баня, ларек (все рубленное, в хорошем состоянии).
8 сентября 1952 года колония была закрыта, а ее имущество передано в Министерство здравоохранения. В помещениях колонии, видимо, разместились отделения