Адрес: Москва, Большая Грузинская, д. 10
Институт физики земли АН СССР создан в 1955 году на основе Геофизического института АН СССР, а тот появился, в свою очередь в 1946 году путем объединения Сейсмологического института АН СССР и Института теоретической геофизики АН СССР. В 1956 году ему было присвоено имя
Институт физики земли. Фото: ifz.ru
В 1968 году последовали преследования участников подписантской кампании, которые коснулись и Института физики Земли. Некоторые сотрудники Института (
Сотруднику Института Григорию Сергеевичу Подъяпольскому (1926–1976) отложили защиту кандидатской диссертации. В 1969 году Подъяпольский стал членом первой диссидентской ассоциации — Инициативной группы защиты прав человека в СССР. В 1970 году уволен из института по сокращению штатов (он работал в Институте с 1953 года).
Несколько лет был отказником старший научный сотрудник Института Владимир Магарик (1979–1982).
30 июня 1981 года он написал заявление (адресованное первому секретаря Московского горкома Гришину), в котором рассказал об отношении к нему в Институте после подачи им документов на выезд в Израиль:
4 июня 1981 года секретарь партбюро Института
Г. А. Соболев рассказал мне по моей просьбе об отношении партийной организации Института к лицам, ходатайствующим о выезде в Израиль (таких в Институте работают трое).
Хотя намерение выехать в другую страну в правовом порядке безупречно, сказалГ. А. Соболев , тем не менее следует относиться к ним как к осужденным. Поэтому партийная организация будет стремиться совместно с администрацией к проведению для них ограничительных мер.
Будут ограничиваться деловые и личные контакты с ними, особенно со стороны младших коллег и подчиненных. Идейная закалка сотрудников, пояснилГ. А. Соболев , не всегда достаточна для такого общения. (От себя добавлю, что, действительно, большинство моих коллег не порвало со мной дружеских отношений и относится к моему положению с ясно выраженным сочувствием.)
Будут продолжены ограничения в отношении публикации работ с их участием. Делается это для того, сказалГ. А. Соболев , чтобы уберечь соавторов, редакторов и рецензентов от моральной травмы, возникающей, когда сообщают, что один из авторов намерен выехать в Израиль.
Продуктивность научных сотрудников объективно оценивается обычно по количеству опубликованных работ. Если же количество публикаций падает, то, естественно, лица, намеренные выехать в Израиль, не могут быть избранными по конкурсу на их прежние должности.Г. А. Соболев рекомендовал в таких случаях другим членам их семей искать дополнительный заработок, чтобы средний доход на члена семьи не упал ниже необходимого.
Как лицо, заинтересованное в понимании происходящего (в сентябре 1979 г. я обратился в органы МВД СССР с мотивированным заявлением о выезде в Израиль и в мае 1981 г. был извещен об отказе «ввиду отсутствия мотивов»), я обращаюсь с просьбой, чтобы партийные инстанции уточнили, насколько предложеннаяГ. А. Соболевым производственная программа (многие понимают ее как санкционированный саботаж) соответствует установкам партийных органов по этому вопросу.