Адрес: Москва, ул. Москворецкая, д. 11 (в 1932–1937 годах); с 1937 года — ул. Поварская, д. 25
Открытый в 1932 году к
Институт мировой литературы. Ул. Воровского (Поварская), 25. 1958. Фото: PastVu
Наум Коржавин
Открытый в 1932 году к
В
Поэт Наум Коржавин (наст. фам. Мандель) был арестован в конце 1947 года, когда он был студентом ИМЛИ. Он провел около восьми месяцев в изоляторе МГБ и в Институте им. Сербского. В результате он был осужден постановлением ОСО МГБ и приговорен к ссылке по статьям как «социально опасный элемент». Осенью 1948 года он был выслан в Сибирь, в 1951–1954 годах отбывал ссылку в Караганде. В 1954 году, после амнистии, Наум Коржавин вернулся в Москву. А в 1956 году он был реабилитирован и восстановился в ИМЛИ.
Выдержка из протокола заседания экспертной комиссии Института им. Сербского, созданной для определения политической направленности творчества Коржавина (Манделя).
Во многих стихотворениях автор касается темы борьбы с врагами советской власти, проведенной в 1937 году органами государственной безопасности.
Автор вспоминает об этом с чувством страха и ужаса. Так, например, в «Стихах о детстве и романтике» он пишет:И я смотрел с неприязнью и лютью
И я поверить не умел никак
Когда насквозь неискренние люди
Нам говорили речи о врагах…
…………………………………………………..
И мне тогда хотелось быть врагом./черная тетрадь, стр. 8/
В стихотворении «Из неудавшейся поэмы» автор пишет:
Да! не забыт и до сих пор он
В проклятьях множества людей…
Метался ночью черный ворон
Врагов хватая и друзейШли обыски и шли собранья
Шли сотни вражеских клевет
Им обеспечено заране
Участье власти и привет/черная тетрадь, стр. 29/
В арестах 1937 года автор видит причину нашего отступления в начале Великой Отечественной войны:
Они начало отступленья
От Белостока до Москвы/черная тетрадь, стр. 29/ <…>
Внимание автора упорно возвращается к теме измены <…> в стихах нет сочувствия изменникам, но само обращение к этим темам носит характер
чего-то навязчивого. <…>
На основе всего вышеизложенного, Комиссия считает, что стихотворения Манделя носят черты двойственности и неуравновешенности.
В отмеченных выше стихах выражены пессимизм, безысходность, неверие в творческое дело партии; автор навязчиво возвращается к мыслям об арестах 1937 года. Стихотворения эти безусловно вредны и способны оказывать разлагающее влияние на окружающих. <…>г. Москва, 5 апреля 1948 года
Архив общества «Мемориал». Ф. 1. Оп. 4. Д. 2636
<…> Литературный институт Союза писателей, что примостился на Тверском бульваре. В нем я и полных двух лет не провел: с конца
1942-го и с захватом начала44-го . <…> Первой ласточкой в Литинституте было дело Аркадия Белинкова — двадцатидвухлетнегостудента-дипломника , спустя десятилетия известного историка литературы и писателя. <…>
Студенты Литинститута были, конечно, почти на сто процентов здоровым советским коллективом. Ну что там гнилая кучка склонных к эстетству и формализму, поддавшихся тлетворному влиянию Запада!.. Нопочему-то смертельно боялись, что эта кучка вмиг разложит весь здоровый коллектив… <…> «Гром» в «большой литературе» отозвался эхом в Литинституте. Судьба Аркадия была предрешена, и 29 января 1944 года он был арестован. Восемь лет по решению ОСО за антисоветскую агитацию — лагеря — второй лагерный срок… В 1956 году на волне борьбы с культом личности Аркадия вернули из лагеря. Он успел прославить свое имя книгой о Юрии Тынянове, пытался выпустить книгу об Олеше. <…>
Следующим оказался я. Но уже с предварительной обработкой на собраниях, с исключением меня из комсомола и из института. Руководитель Союза писателей от ЦК Д. Поликарпов устроил дирекции института разнос: «Развели тут крамолу!..»
17 апреля 1944 года я был арестован и получил восемь лет за антисоветскую агитацию и намерение создать антисоветскую группу. Сиблаг — колымский Берлаг — бессрочная ссылка на Колыме… И только в 1963 году — реабилитация.
«Вещественные доказательства» моих преступлений: мой диплом — роман «Одиннадцатое сомнение»,социально-политический очерк, дневники — КГБ мне вернуло в мае 1990 года. <…>
Секретарь комитета комсомола института Гриша Левин, который раньше громил меня за мои «сомнения»… теперь пламенно требовал исключить Ингала за его формалистический роман и из комсомола, и из института. Но первокурсники пожалелинаивно-благородного Жору, возроптали против Левина и постановили: за роман объявить строгий выговор, но в институте оставить — за талантливость. Но «тайные охранители» дотянулись и до него, и в январе1945-го Жору арестовали. Он получил восемь лет по статье 58, пункт X, часть2-я , и пункт XI. <…>
Борю Штейна и Надю Рашееву арестовали в волну49-го —50-х годов, и просидели они недолго. <…>
В Мариинских лагерях я встретил еще двух студентов с младшего курса — Леню Савичева и СережуКозлова-Куманского . <…> В октябре 1944 года был арестован за принадлежность к антисоветской группе совсем молоденький — семнадцатилетний — Боря Пузис. <…> Последним из тех, о ком я знаю, был арестован Платон Набоков. Он пришел в институт после фронта, был ранен. Арестовали его в феврале 1951 года за участие в антисоветской группе.Горчаков Г.
Газета «Куранты» от 5 ноября 1993 г. № 212 (727)Архив общества «Мемориал». Ф. 1. Оп. 2. Д. 612
В 1944 году среди студентов ИМЛИ прошла волна арестов. Первым 30 января был арестован
«Черновик чувств» был создан
Темно было поразительно. Неба не было. Был светлый шар вокруг нас радиусом в метр. Шар передвигался вместе с нами и от дыхания становился то несколько больше, то сжимался.
Белинков А. Черновик чувств // Звезда, СПб, 2000. С. 10
В годы студенчества Белинков развивал новую теорию литературы, которую «апробировал» на «Черновике чувств». Белинков назвал ее «необарокко» и открыто противопоставлял соцреализму. На допросе в НКГБ он так описывал эту теорию:
Летом 1943 года у себя на дому Рашеевой [Надежда Рашеева — однокурсница Белинкова] я говорил о том, что после войны должна произойти перемена в советской литературе. На смену марксистским взглядам на литературу придет мною задуманная «теория» необарокко <…>. Я создал «теорию необарокко», отрицающую современную советскую художественную литературу и доказывающую, что литература находится <…> независимо от
социально-экономической действительности. По этой моей «теории» литература должна быть аполитична. В литературе, говорил я, главное форма, а не содержание.Из следственного дела № 71/50. Протокол допроса Аркадия Белинкова
Белинков рассматривал историю литературы как историю борьбы стилей, считал, что настоящая литературная жизнь должна протекать в направлениях, кружках, школах. Он был убежден, что писатель имеет право на отражение существующей реальности в той же мере, как и на любой вымысел, что в системе повествования допустимы любые абстрактные темы. На страницах романа Аркадий (реальный молодой человек) прогуливается по дождливой Москве, с Литературой (явление, вымысел), персонифицированной в образе Марианны Рысс — студентки ИФЛИ, позже — жены математика Бориса Шабата.
Не только несоответствие «Черновика чувств» официальным правилам советской литературы, но и несоответствие образа жизни Белинкова официальным нормам поведения в советском обществе, вероятно, послужило причиной его ареста. Во время войны, в 1943 году, Белинков, с детства болевший миокардитом и поэтому освобожденный от фронта, организовал у себя на квартире на Малой Бронной литературный кружок, куда приходили студенты Литературного института, ИФЛИ, Московского университета. Там же состоялась читка романа — Наталья
Вот как описывает
С бородкой, с длинными волосами, в галстуке, в шляпе, в костюме от портного, в узконосых туфлях — все в нем ладно пригнано. Длинные музыкальные пальцы, бледное узкое лицо, которое оттеняли вороной отлив волос, чернота дорогой роговой оправы очков и большие темные глаза, в которых таилась бездонная восточная грусть. Его легко было представить на знаменитой башне Вячеслава Иванова. Ну, что я по сравнению с таким аристократом — плебс, в поношенной гимнастерке, в грубых солдатских ботинках, в
очках-жестянках … Разумеется, воспринял я его настороженно. <…>
Вот характерный диалог скаким-то первокурсником-ифлийцем :
— Вы пишете стихи? Вы — поэт?
— Собственно говоря…
— А вы не стесняйтесь. У нас так принято — кто пишет стихи, тот называется поэтом.
— Пишу стихи, но главным образом — кино…
— А какие стихи вы пишете?
— Довольно сложные. Но они выходят у меня из ритма…
— Это что же, не свободный ли стих? Вы это пишете от неумения или нарочно?
— Нет, я мог бы иначе, но тогда это был бы не я…
— А как вы относитесь к современной поэзии? Суркова вы любите?
— Да, очень, особенно теперешнего.
— А Пастернака?
— Мне он нравится за рифмы <…>.
Среди интеллектуальных мальчиков ходила такая игра: за пятнадцать вопросов угадать задуманное имя великого человека. Аркадий справился за шесть…»Горчаков Г.
«Век-волкодав» и Аркадий Белинков
По воспоминаниям Горчакова, Аркадия Белинкова исключили из комсомола и арестовали быстро, без предварительных проработок на собраниях комсомольских активистов и открытого порицания в студенческой среде. 5 августа 1944 года Белинков был приговорен Особым совещанием при НКВД СССР к 8 годам
Больное сердце спасло Белинкова от лагерной каторги. В заключении он работал сначала фельдшером, а затем руководил театральными постановками. Благодаря занимаемым в лагере должностям, он имел возможность пользоваться письменными принадлежностями. Так ему удавалось продолжать писать в лагере. В 1950–1951 годах Белинков написал три антикоммунистических памфлета — «Россия и черт», «Человечье мясо» и «Роль труда».
Свои политические памфлеты («Россия и черт», «Человечье мясо», «Роль труда») он <…> прятал <…> в жестянки, которые зарывал в землю. Одному человеку, ближайшему лагерному другу, он доверил свою тайну. И именно ближайший лагерный друг донес на него в оперчасть. Три банки консервированной литературы обошлись Белинкову в новый двадцатипятилетний срок. Но Аркадий Викторович вспоминал, что на него произвел впечатление не столько срок, сколько торжественное сожжение у него на глазах всех трех рукописей. Таково было продолжение литературной карьеры Белинкова.
Даниэль А. Карьера Аркадия Белинкова
На Белинкова было заведено новое дело, и 28 августа 1951 года он был приговорен к 25 годам лагерей. Однако на волне реабилитации в 1956 году он вышел на свободу.
В
В июне 1968 года Аркадий Белинков, получив разрешение на поездку в Венгрию для лечения, бежал с женой через Югославию в США. Он умер в
[1]
[2] Белинков А. Юрий Тынянов. М, 1965
[3] Белинков А. Юрий Олеша. Сдача и гибель советского интеллигента. М., РИК «Культура», 1997
Елена Алексеевна Ильзен (Грин) родилась в 1919 году. Ее отец вышел из партии в 1928 году в знак протеста против проводимой ей политики. Арестовали его много позже, в 1937 году, и расстреляли, а его жену, мать Елены, сослали в лагерь на 5 лет.
Елену исключили из медицинского института, но в 1940 году она смогла поступить в Литературный институт. Ей пришлось оставить учебу, чтобы зарабатывать на жизнь: на ее попечении осталась младшая сестра. В 1947 году ее
После возвращения в Москву дом Елены
Утро нашей родины
Травка зеленеет, солнышко блестит…
Заутра казнь…Врач
К врачу двоих ввели,
Раздели, одели и увели.
Врач сел под картиной «Утро нашей родины»
Заполнять форму:
«Легкие норма, сердце норма,
К расстрелу годен»
Вымыл руки,
Подкололся морфием прямо сквозь брюки.
Поспать бы поспеть
Пока к тем двоим позовут констатировать смерть.Вышка
Из серых досок нестроганых,
На серыхногах-сваях
Стоит скворешня строгая, кажетсявот-вот зашагает.
Это не жилье человечье,
В нем нельзя ни спать, ни обедать,
Но человек там торчит вечно,
Глазеет на мои беды.
Ничто-то ему не любо,
Он караулит меня, узника.
Ничего, не горюй, ты, в шубе!
Всякий труд одинаково почетен в Советском Союзе!Е. Ильзен (Грин)
Архив общества «Мемориал». Ф. 1. Оп. 1. Д. 1938