Адрес: г. Москва, Бутово, ул. Юбилейная, д. 2, 142720
С 1934 года этой территорией со всем прилегающим к ней хозяйством ведали в ОГПУ–НКВД. С 1937 года здесь начинают расстреливать заключенных московских тюрем, тела закапывают в больших ямах. Самому младшему убитому заключенному — Мише Шамонину — было 13 лет. Не все расстрелянные реабилитированы.
Территория бывшего спецобъекта «Бутовский полигон»
Массовые расстрелы и захоронения на Бутовском полигоне начались 8 августа 1937 года. Чаще всего на Бутовский полигон для расстрела отправляли узников из Таганской, Бутырской и Сретенской тюрем. Часто на территорию полигона привозили тела расстрелянных непосредственно для захоронения.
Примерно до августа 1937 года расстрелянных хоронили в небольших отдельных ямах-могильниках, но по мере увеличения нагрузки подготовка мест для погребения производилась уже с использованием экскаватора. С его помощью предварительно рылись громадные рвы с целью дальнейшего оборудования теперь уже «братских» могил.
Считается, что если на территории спецобъекта «Коммунарка» расстреливали и осуществляли погребение останков преимущественно представителей привилегированных слоев, то в Бутово отправляли всех остальных. Подавляющее большинство расстрелянных были беспартийными, примерно половина имели низшее образование. В основном здесь покоятся останки простых рабочих, служащих советских учреждений, крестьян, представителей духовенства. За годы террора на территории Бутовского полигона было захоронено около 21 000 человек, из них 19 903 человека составляют мужчины, 858 — женщины. Также имеющиеся данные свидетельствуют о том, что 11 300 расстрелянных являлись жителями Москвы и Московской области, остальные — из различных регионов СССР, а также других государств: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Югославии, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.
Имеются некоторые статистические данные относительно расстрелов на Бутовском полигоне в 1937-38 гг. Так, известно, что в сентябре 1937 года на этой территории было расстреляно 3165 чел., в октябре и ноябре - 2045 и 2376 чел. соответственно, в феврале и марте 1938 г. - 2326 и 2335 чел., в мае и июне - 1346 и 1169. Позже, вплоть до 19 октября 1938 года, расстрелы не превышали цифры 1000 человек в месяц, а после этой даты больше не производились.
По имеющимся сейчас сведениям, за годы советской власти на Бутовском полигоне было расстреляно 69 несовершеннолетних, самым младшим из которых был Миша Шамонин, на момент расстрела ему было всего 13 лет.
Шамонин Михаил Николаевич
Расстрелянные дети могли быть как попавшимися на краже пары буханок хлеба беспризорниками или уголовниками, имевшими за плечами богатую историю краж и побегов, так и бывшими заключенными московской Сретенской тюрьмы, осужденными к высшей мере наказания за контрреволюционную агитацию или контрреволюционную деятельность — например, за наколку портрета Сталина на левой ноге. Всех их постигла одна и та же участь. Те из детей, кто был осужден не по политической статье, не реабилитированы до сих пор.
Петраков Александр Егорович
Петраков Александр Егорович, 1921 г. р.
Арестован: 1937 год;
Осужден: тройкой при УНКВД СССР по Московской области;
По обвинению в: контрреволюционной агитации;
Приговорен к расстрелу: 8 марта 1938 года;
Приговор приведен в исполнение: 14 марта 1938 года.
В 1942–43 годах Бутовский полигон из ведения Московского управления НКВД перешел в ведение Центра. Сама Бутовская сельскохозяйственная колония НКВД продолжала действовать в годы ВОВ, и вскоре здесь были обустроены лагеря для военнопленных. Неподалеку от самого полигона были построены бараки для них. Заключенные работали на Бутовском кирпичном заводе и на строительстве Симферопольского шоссе.
Территория Бутовского полигона находилась в ведении службы госбезопасности вплоть до 1995 года, после чего была передана РПЦ. В настоящее время здесь действуют два православных храма: храм святых Новомучеников и Исповедников Российских (функционирует с 1996 года) и собор Воскресения Христова (открыт в 2007 году).