Адрес: Московская обл., Ступинский р-н, с. Авдотьино, усадьба Авдотьино-Тихвинское
Один из первый колхозных детский домов Московской области, детский дом в деревне Малинки Чапаевского района был открыт 17 июня 1942 года по инициативе колхоза «Пламя», для чего выделили одно из зданий бывшей усадьбы Авдотьино: двухэтажное, каменное. С известными поправками можно узнать об этом детском доме весьма подробно из доклада директора Щербаковой от 8 июля 1944 года.
Свидетельства директора Щербаковой: Как все начиналось
…В различных селах района организовывали специальные собрания, чтобы рассказать, как трудно живется детям пострадавшим от немецких извергов (…) колхозницы плакали и приносили платья, постельные принадлежности, деньги, материалы. (…)
7 июня 1942 года я никогда не забуду, оно никогда не изгладится из моей памяти — в 11 часов ночи работник НКВД привез нам первую партию детей. Дети были в ужасном состоянии. И целую ночь17-го июня мы никто не спали. Дети спрашивали: «а сюда фашисты не придут, а нам хлеба дадут?» Целый год мы провели в том, что мы их лечили, и 6 месяцев наш детский дом был скорее лечебницей. Тот колхозный детский дом, который сейчас, это совершенно другой, совершенно другие дети.
На сегодняшний день у нас 68 человек ребят — 32 девочки и 36 мальчиков. За два года от нас ушло 10 ребят, это дети. которые нашли родителей, дети, у которых родители поправились материально. Из всех детей только 12 нашего Малинского района.
Первая задача была поставлена — дать им радостное детство, и эту задачу наши воспитатели вполне осуществили. У нас обслуживающего персонала 6 человек, дваметод-инструктора — дошкольного и школьного возраста, и 4 девушки из колхоза. Заведующая методической частью — Малиновская — человек образованный, преданный этому делу, и всю деятельность направляющая к тому, чтобы поднять воспитательскую работу, но для того, чтобы наши воспитатели сумели правильно проводить работу, пришлось в течение двух лет много работать.
Занятия и досуг
Мы организовали небольшой методический уголок, где собрана вся нужная литература, каждый день у нас отведен час для консультаций, проводятся методсовещания. (…)
Воспитатели отлично сознают, что детский дом должен осуществлять задачи коммунистического воспитания. Первая задача, которую мы поставили перед собой — это чтобы детский дом являлся родным домом для ребят, чтобы они не чувствовали тех ужасов, которые оникогда-то перенесли. С этой целью мы широко применяем разные кружки самодеятельности. У нас ребята прекрасно танцуют, хоровой кружок у нас работает. Выступали мы со своей самодеятельностью в районном центре на смотре — получили премию, в день 8 марта выступали в своем колхозе.
У нас организованы кукольный и теневой театры, все сделано собственными руками…
Как проводится у нас политическое воспитание? Для того чтобы привить бешеную ненависть к фашистам и любовь к нашей героической Красной Армии, мы информируем ежедневно о том, что делается на фронте Отечественной войны, и ребята это отражают в альбоме «дети отечественной войны».
Мы ведем большую краеведческую работу. Мы организовали кружок имени Новикова, в доме которого мы живем. Новиков родился 200 лет тому назад, это был большой ревнитель русского народа. Мы о нем рассказали детям. Ребята наши подготовили ряд интересных докладов, мы собрали большой материал, день Новикова мы отметили, мы очень многих приглашали из Москвы, приехали 18 человек. Дети перед ними выступали.
У нас проводятся различные экскурсии. Сейчас у нас намечен поход по следам Дмитрия Донского. Он как раз шел через наши села. И 15 июля мы выходим в поход.7-го августа мы поедем в деревню Мансурово, где В. Талалихин протаранил немецкий бомбардировщик. Кроме того совершаем экскурсию в Москву. Наши отличники — 12 человек — были в Москве. Посетили Центральный дом пионеров, были в театре. В июне вторая партия ездила в Москву, и на днях поедет 3 партия. Они пойдут в музей народов СССР. Пойдут еще раз в Дом Пионерови т. д.
Переписку с Домом пионеров наши ребята имеют.
Мы стремимся держаться хорошего тона — все работы мы красиво оформляем. Прививаем культуру не только детям, но и техническому персоналу.
С музыкальными инструментами у нас плоховато. Были закуплены инструменты, но вовремя не сумели вывезти. Сейчас нам пошел навстречу клуб, и мы там проводим работу.
Мы никогда не забываем о том, что нашим детям нужно будет трудиться. Поэтому мы ведем борьбу за занятость ребенка, чтобы ребенок не бездельничал. У нас широко развита работа хозяйственная, огородная, и мальчики и девочки у нас моют полы, мальчики и девочки у нас шьют и вышивают, мальчики — тюбетейки (шьют? ред.); у нас организовалось общество друзей вязальных спиц, и взяли на себя обязательство связать носки, сейчас уже связано 25 пар; ночью ходишь ииз-под подушки вытаскиваешь спицы вязальные, а то встают пораньше, чтобы больше связать.
Ребята участвуют в общеполезном труде, они помогают нашим колхозникам, по плану два раза в неделю выходят на колхозные огороды, а если нужно, то и чаще. Ребята сами озеленили наш участок, посадили кусты черной смородины, сирени и акации. Имеется самодельный аквариум.
Когда мы отмечали день Мичурина, произвели скрещивание репы с редиской, сейчас дети каждый день ходят и наблюдают.
25-го июня наши ребята ездили в районный центр на слёт передовиков сельского хозяйства. Там они предстали перед теми, кто их материально содержит, они их приветствовали.
Детская газета у нас выходит регулярно раз в месяц. В этой газете ребята пишут сами. Кроме того, выходит газета, в которой участвуют сотрудники.
С шефами у нас не совсем хорошо получается. Нам интересно было получить шефов, которые имеют мануфактуру, но этого мы никак не можем добиться. Индивидуально над нами шефствует т. Денисов — член правительства, он обещает помочь мануфактурой.
Одна из важнейших задач — дать не только всестороннее развитие ребенку, но чтобы он был и физически здоров. С этой целью мы вызвали комиссию врачей, которая наметила какие ребята имеют остатки рахита, кого надо выделить в санаторную группу. Комиссия отобрала таких 12 человек, мы добавили еще 8 человек. Сейчас у нас с 1 июля по 1 сентября открывается санаторная группа, которая пропускает 7 человек. Там ребята получают витаминные жиры и пятикратное питание, врачебный осмотр раз в месяц, медсестра — бывший работник больницы раннего детского туберкулеза, человек очень преданный и очень любящий детей.
Мы ведем большую борьбу за санитарное состояние помещений, чтобы наши технички как следует убирали помещение. В субботу у нас бывает общесанитарный день. В течение недели у нас в каждой комнате все детально убирается, моется, вытряхивается.
Снабжение: продукты и одежда
Если верить докладу директора, с продуктами и со снабжением детского дома дела обстояли неплохо:
Питание — очень хорошее. (…)
Когда я уезжала утром, были блины со сметаной, яйца, сладкий чай, дополнительно дается сырковая масса — это второй завтрак; обед — борщ со сметаной и мясом, каша гречневая и земляничный крем, земляники у нас много; потом в полдник — булочки и ужин — одно блюдо, большей частью овощное.
За месяц у нас двое ребят поправились и прибавили в весе по 400 грамм, двое по 800 и остальные по 1200 грамм. Те, которые прибавили по 400 грамм, пошли на повторную поправку.
Мы ведем деятельную переписку с фронтом. К сожалению, пишут только 6 человек, остальные — круглые сироты, все время имеем с ними связь.
У нас капитан Захаров усыновил одну девочку. Он получил три ордена на фронте Отечетственной войны. Он одинокий.
Каждый день один из колхозов привозит продукты, и тогда бывает проверка — стоит ли нам давать продукты, как мы работаем.
Мы все время на страже.
Взаимоотношения у колхозников с персоналом хорошие.
Каждый колхозник, который приезжает, он спрашивает у ребенка как, тебя не обижают, обязательночто-нибудь подарит ребенку, который к нему прикреплен. Дети всех знают — это мой дедушка приехал, моя тетя. Колхозники берут детей к себе гостить, дети пишут, что живут очень хорошо.
Каждый ребенок закреплен за известным колхозом, и они знают, кто их ребенок. Продукты они привозят не только те, что им полагается, но и сверх того меду привезут килограмм и другое.
Когда был слет, я говорила о трудностях снабжения мануфактурой. Я два года бьюсь. У нас район земледельческий, нет никаких фабрик. Я обращалась в Совнарком, в МОНО — помогают, с трудом, но помогают. Кого не увижу — прошу мануфактуру. Говорила на слете, что для вас ничего не стоит сшить каждому ребенку пальто. Обувь на каждого ребенка у нас есть, ботинки есть. Каждый колхозник должен дать три овчинки на своего ребенка. Дети у нас прилично одеты, но нет у нас темной мануфактуры для мальчиков, это единственный недостаток.
Хорошо нам помогает комсомол, особенно после письма, которое они написали Сталину. Они знают все наши нужды. Я им сообщила, что нужны теплые шапки.
По ремонту мы делаем все сами. Построили склад, амбар, чтобы хранить свои продукты, осенью построим. Мы два раза в год белили свое здание — ко дню Красной Армии и1-му мая. У нас чисто, хорошо. (…)
Фактически белья имеем по 2 смены (…) у девочек имеем 4 платья, у мальчиков — по 2 костюма. (…)
Мы живем исключительно за счет колхозов. Зарплату получаем деньгами, у меня есть счетовод. Нашу финансовую деятельность проверяет Райсовет, из Наркомфина ко мне приезжали два раза. (…) материально я завишу от колхозов, от Райисполкома, Я сама думала над этим вопросом (кому подчиняется детский дом — ред.) Я подчинена Районо, МОНО (…)
Штат
12 человек у нас учатся, все учатся хорошо. Колхозные девушки у нас работают, окончившие семилетку. До нас нигде не работали. Работают очень хорошо. Все комсомолки.
Я имею среднее образование, стаж специальной дошкольной работы, кончила институт усовершенсования. (Персонал) я сама подобрала на месте.
(…) (Районо) часто приезжают, обследуют. Считается, что это их учреждение. (…)
Зарплату получаем по утвержденной смете такую же, как во всех дд (детских домах — ред.).
Профсоюзная организация у нас есть. Местком работает. Мог бы работать лучше, но она мой заместитель и часто бывает занята хозяйственными делами (…)
Режим дня
Жизнь этого детского дома подстраивалась сразу под две категории детей: Как правило, детские дома строго разделялись на дошкольные и школьные, а Малинский детский дом оказался смешанным. На вопрос о режиме директор Щербакова ответила в докладе:
У меня 12 человек школьников, а все остальные — дошкольники. Мне предложили их разделить, но я это не сделала.
Как-то я сказала детям, что у меня есть путевка, и если они будут себя плохо вести — я их отошлю; они всю ночь плакали, я путевку разорвала. Конечно, нам труднее иметь два режима. новсе-таки детей нельзя разлучать.
Из доклада Щербаковой также известен и сам режим дня воспитанников. Дети (дошкольники) вставали в 8 часов. Первый час уходил на уборку постелей, зарядку и утренние процедуры. От 9 до 10 часов был завтрак. В 10 часов начинались занятия, в 12.15 — обед и после — сон. Подъем был в 4 часа, а после полдника занятия возобновлялись занятия. Далее — прогулка. «Школьники подымаются раньше и прямо принимаются за мытье полов». По воскресеньям — экскурсии. Трижды в месяц праздновался день рождения ребенка. Дети пекли сами печенье и ходили на прогулку в лес (ГАРФ. Ф.