Адрес: г. Москва, Малый Ржевский пер., д. 4/21
Детский дом или пионердом (то есть детский дом для пионеров, а не дом пионеров в более позднем смысле), скорее всего, был по этому адресу еще в
Также в этом здании в начале 1920-х годов размещался Штаб формирования Красной польской армии, куда в 1921 году на принудительные работы были направлены заключенные Покровского лагеря (ГАРФ. Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 28. Лл. 2-3).

Состояние помещения и условия жизни
Пионердом занимал двухэтажный особняк Тарасова, построенный в 1910 году. В 1934 году внутри здания провели ремонт и планировали сделать ремонт фасада. Санитарное состояние оставляло желать лучшего: комнаты грязные, а в здании работала всего одна техничка (то есть уборщица).
В отчете о проверке пионердома упомянута столярная мастерская во дворе, которая:
создает опасность в пожарном отношении — завален двор сухим стройматериалом. С другой стороны, могут произойти несчастные случаи с детьми, так как двор слишком мал, и частые разъезды автомашин, лошадей и внезапные выезды автомашин могут легко привести к несчастным случаям, так как единственным проходом в помещение детского дома является двор.
Мебелью, а также одеждой и бельем детский дом в целом снабжен был недостаточно — не хватало тумбочек, столов, стульев, шкафов, а также школьных досок. Постельное белье было преимущественно ветхим, вовсе не было пододеяльников, не хватало зубных щеток, порошка и проч. Стирка белья происходила в прачечной детского дома. В детском доме стояли 3 швейных машинки и старшие воспитанники сами чинили одежду.
Ежедневно медсестра осматривала детей и по мере необходимости направляла их к врачу, ответственному за все четыре пионердома Фрунзенского района.
Кто жил в пионердоме
В это время в
104 человека постоянных и 4 приходящих, из них мальчиков 45 человек, девочек 65 человек. 1 ступени 75 человек, 2 ступени 35 чел, умственно отсталых — 3 чел (мальчики), трудных — 1 человек, психоневротиков — 1 чел, тугоухих — 1 8 чел (после проверки слабослышащих и психоневротиков предложили направить в соответствующие другие учреждения — АМ).
Имеется небольшое количество родительских детей, но выводу не подлежат, так как мать или отец не имеют своей площади и получают низкую заработную плату.
Образование и воспитание
Все воспитанники пионердома обучались в одной школе, кроме восьми слабослышащих детей, посещавших специальную школу в Бауманском районе. Каждый день дежурный педагог помогал детям делать уроки — в разные часы с детьми разных ступеней. Кроме того, практиковалось так называемое «прикрепление» более сильных учеников к отстающим. Пионеры заключали соцдоговоры (по всей видимости — форму обязательства), но не индивидуальные, а по звеньям. Например, пионерское звено обещало повысить успеваемость к
Помимо школы многие дети посещали кружки, в первую очередь, трудовые: то есть столярный, слесарный, кружки рукоделия. Кроме того, хоровой кружок, ИЗО- и фотокружок и организовали в школе, а музыкальный кружок, струнный и шумовой — непосредственно в пионердоме. В 1934 году руководство планировало открыть еще и драмкружки.
В отчете отмечены также различные внеклассные мероприятия. Наряду с вечерами самодеятельности, кино и художественных игр, упомянута читка газет, беседа на тему «Батрак о съезде писателей», подготовка вечера к
Кто работал в пионердоме
Всего в штате в 1934 году работало 16 человек, из них 5 педагогов, 1 пионервожатый, заведующий и завхоз, 7 технических работников и 1 счетовод.
У детского дома было два «шефа». Первыми шефство над пионердомом взяло общество