Шарашки
Вводная статья
Авиационный завод № 39 / ЦКБ-39
Болшевская шарашка (г. Королев)
Бутырская тюрьма
Военная коллегия Верховного суда / ОКБ в ЭКУ ОГПУ
Завод «Динамо»
Завод «Компрессор» / ОТБ-8
Завод «Красный богатырь»
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Котельный завод им. Бари / ОТБ-11
Кучинская шарашка
Марфинская шарашка
МОГЭС / ОТБ-12
НИИ-160 (Фрязино)
НИИ-6
НИИ-862 (Оптическая шарашка)
Ольгинский завод / ГСНИИ-42
Туполевская шарашка / ЦКБ-29
Тушинский машиностроительный завод / ОТБ-82
Завод «Динамо»

Объекты на карте:

Завод «Динамо»

Завод «Динамо»

Адрес: Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 26

Уже с начала 1920-х годов здесь использовали принудительный труд — сначала военнопленных поляков, а после, в 1930-е — заключенных специалистов, которые должны были наладить производство электровозов. К середине 1932 года здесь уже построили первую модель ВЛ19, а через три года открылась первая очередь метро, оснащённая оборудованием этого завода.

Электромашиностроительный завод «Динамо». 1930-е гг. Фото: PastVu

Электромашиностроительный завод «Динамо». 1930-е гг. Фото:

Завод был основан 12 мая 1897года на базе бельгийского акционерного общества. Именовался «Центральным электрическим обществом в Москве» и выпускал электрические генераторы, двигатели и электрооборудование для подъемных кранов.

С 1913 года завод продан русскому промышленнику Н. Н. Глебову и назван «Русским электрическим обществом „Динамо“».

В 1921 году сюда на принудительные работы были откомандированы военнопленные поляки из XI трудовой дружины (ГАРФ. Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 32. Л. 201).

В 1923 году во имя совершенствования физической и боевой подготовки личного состава ОГПУ была создана его ведомственная организация — пролетарское спортивное общество «Динамо». Оно получило свое название по предложению Л. Недоли-Гончаренко, начальника политотдела ГПУ, бывшего рабочего завода «Динамо».

Электровозы и секции первых электропоездов, собранные на заводе, ходили с Северного (Ярославского) вокзала до Загорска с 1929 года.

О работах осужденных специалистов

Из справки ЭКУ ОГПУ СССР генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о работах осужденных специалистов при техническом отделе ЭКУ ОГПУ в 1931 году:

ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОЕНИЕ
Организована новая особая группа на заводе «Динамо», ставящая себе задачей наладить и запустить в производство строение электровозов.
Группа произвела обследование завода «Динамо» и наметила план работы для создания производства электровозов.
В план входит: а) разработка всех технологических процессов; б) разработка производственных операций; в) выбор материалов для работы горячих вспомогательных цехов; г) установление внутризаводского транспорта; д) определение техно-экономических вопросов по производству электровозов и т. п. По намеченному плану, установлен группой и принят Заводоуправлением технологический процесс производства и проект монтажа электровозов по системе продольно-принудительного потока, осуществляемого на путях монтажного пролета.
На 1932 г., в зависимости от нормального поступления кузовов с Коломенского завода, намечено к выпуску: в июне 1 (опытный) 132 тн. электровоз; в августе 2 электровоза, в сентябре 3, в октябре, ноябре и декабре по 10 электровозов ежемесячно.

К 1 мая 1932 года завод выпустил первые в СССР тяговые электродвигатели для электровозов, а 6 ноября был построен первый электровоз советской разработки — ВЛ19.

В 1935 году предприятие стало Московским электромашиностроительным заводом им. С. М. Кирова. Сконструированным на заводе оборудованием оснащались первые отечественные электровозы серии ВЛ, первые отечественные троллейбусы, первая очередь Московского метрополитена. Предприятие несколько раз реконструировалось, постоянно увеличивая ассортимент продукции. В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускали минометы, снаряды, ремонтировали танки.