Редакция журнала «Москва»

Адрес: г. Москва, ул. Арбат, д. 20

Адрес: ул. Арбат, 20

Адрес: ул. Арбат, 20. Фото: PastVu

Работа Шаламова в журнале «Москва» в 1956–1958 годах

После реабилитации, полный надежд, уверенный в своих силах, В. Т. Шаламов навсегда возвращается в Москву с желанием опубликовать написанное, и его действительно очень скоро печатают — в журнале «Знамя» (1957), затем — в журнале «Москва» (1958), где он к тому времени уже работает. Бóльшая часть напечатанного им в журнале — заметки для рубрики «Смесь», но при этом уже в пятом номере выходит статья писателя на 12 полос — «Адресная книга русской литературы». Его статьи есть в семи из двенадцати номеров за 1957 год. Вероятно, с лета 1958 года писатель вынужден прекратить постоянное сотрудничество с журналом.

Литературно-художественный журнал «Москва» выходил с 1957 года, но уже 20 ноября 1956 года В. Т. Шаламову дано поручение редакции собрать «материалы о культурной жизни столицы» для органа Совета писателей РСФСР и московского отделения СП. В содержании журнала имя Варлама Шаламова впервые появляется лишь в № 3 за 1958 год, где опубликованы его стихи. После этого работы писателя выходят с подписью «В. Шаламов» еще 9 раз, 2 раза — с подписью «В. Ш.». В упомянутом номере журнала есть и краткая справка: «Шаламов Варлам Тихонович. Родился в 1907 г. в Вологде. Учился в МГУ на юридическом факультете. Печататься начал в 1934 году. Первый рассказ "Три смерти доктора Аустино" опубликован в журнале "Октябрь" (1936). Первые стихи напечатаны в журнале "Знамя" в 1957 году».

Шаламов в конце 1950-х годов

Шаламов в конце 1950-х годов

После череды болезней (июль 1957 — март 1958) писатель получает третью группу инвалидности, но его пенсии едва хватает на жизнь, поэтому он вынужден подрабатывать. С 1958 по 1964 год он пишет «внутренние рецензии» на приходящий в редакцию «Нового мира» самотек, также известна одна статья, написанная Шаламовым для «Москвы».

Большая часть публикаций В. Т. Шаламова в журнале размещена в рубрике «Смесь». В этом разделе публиковались статьи на политические, общественно значимые темы, анонсы спортивных событий, фестивалей, очерки по истории города, материалы культурологического характера. С мая 1959 года объем рубрики сокращается и меняется ее название; теперь она зовется «Вчера, сегодня, завтра», вскоре после этого и вовсе упраздняется.

О чем писал Шаламов в «Москве»

Заметки на тему общественной жизни Москвы, о воплощении строительных планов Н. С. Хрущева, о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, об экономическом развитии города с начала XX века занимают не самое большое место среди публикаций В. Т. Шаламова. Эта поденная работа — та плата, которая была необходима для укрепления его положения в журнале. Неслучайно все эти статьи и заметки относятся к 1957 году.

Отметим, что все эти материалы написаны исключительно добросовестно. Несмотря на то что они не дают такого простора для выражения своих идей, как историко-литературные очерки, и написаны скупым языком, в них слышен голос Шаламова.

Работа над историческими очерками и статьями на первый взгляд тоже может показаться поденщиной, но, как нам представляется, В. Т. Шаламову она не была столь чужда, как приведение скупой статистики. Хотя роль архивной работы в творчестве В. Шаламова остается мало исследованной, она занимала важное место во время написания цикла «Перчатка», очерка «Федор Раскольников», незаконченной «Повести наших отцов». Опубликованные в журнале «Москва» очерки «Одежда улиц» (об истории строительства дорог в Москве), «Арсенал революции» (об архивах Тулы), статьи «Кто изобрал баян?» (история изобретения баяна туляком Н. И. Белобородовым) и «Сто пятьдесят семь мемориальных музеев» (о создании мемориальных музеев в СССР) построены исключительно на исторических документах. Последние две статьи являются историко-культурными. К ним же относится статья-расследование «Первая картина Третьяковской галереи» — о том, какое полотно первым легло в коллекцию П. М. Третьякова, и статья, основанная на архивных данных музея П. И. Чайковского в Клину, — «Чайковский-поэт».

Но особого внимания заслуживают большие историко-литературные статьи автора «Колымских рассказов». В них находят отражение ключевые в творчестве писателя темы исторической и культурной памяти, необходимости преемственности между поколениями. Статья «Первый номер "Красной нови"» выходит с огромными сокращениями. Но в ней осталось очень многое, что так важно было донести В. Т. Шаламову до читателя. Важнее всего Шаламову было при помощи этой статьи вернуть имя главного редактора журнала — А. К. Воронского. Несмотря на официальную реабилитацию писателя, редакция не разделяла чаяний Шаламова: из первоначальных 11 упоминаний Воронского в статье в напечатанном варианте осталось лишь 4. О своей борьбе за статью Шаламов писал: «Заметка ("Кр. Новь") здорово сокращена и почищена, но и в этом виде едва нашла себе место в журнале».

Эта идея сохрания памяти звучит и в статье «Адресная книга русской культуры», историко-литературном обзоре мест Москвы, связанных со становлением культурного климата города — «история родной литературы от Аввакума до Горького». Во вступлении к обзору, обосновывая этот временной диапазон, В. Т. Шаламов пишет: «Московская летопись писалась много веков. Записи сделаны разными почерками. Дома это не только память о писателях. Это и память об архитектуре, о быте ушедшего в прошлое времени. <…> Вся литературная Москва — адресная книга нескольких столетий. Она дорога нам от первой до последней страницы — от мрачных келий Андронниковского монастыря, где триста лет назад допрашивали протопопа Аввакума, автора знаменитого "Жития", до светлого особняка у Никитских ворот, где жил наш современник Алексей Максимович Горький. Летопись непрерывна. <…> С волнением мы "читаем" эти дома на улицах восьмисотлетнего города. Живые, они воскрешают нам людей, время, оживляют в памяти знакомые с детства страницы и строки. С замиранием сердца мы думаем, что в вот это именно окно можно было увидеть Грибоедова, перебирающего листки "Горя от ума"…»

Судя по фонду В. Т. Шаламова и фонду журнала «Москва» в РГАЛИ, не были пущены в печать очерки В. Т. Шаламова о Н. В. Гоголе, А. К. Толстом, об ученом-трансплантологеВ. П. Демихове, о Борисе Южанине и театре «Синяя блуза», статья «Пушкинская премия», рецензия на книгу В. Казанского «Роман в стихах», а также рецензия на первые пять номеров альманаха «На Севере Дальнем». Все эти материалы могут многое рассказать о тех темах, которые были особенно важны В. Т. Шаламову в 1950-е годы. Так, например, в очерке о хирурге развиваются две темы: фантастический успех медицины и близящаяся возможность побороть смерть. Шаламов, выживший в лагере благодаря обучению на фельдшера, с благодарностью вспоминавший врачей, посвятит им серию очерков не в одном цикле «Колымских рассказов».

Показательна данная в коротком опубликованном очерке оценка В. Т. Шаламовым судьбы А. П. Чехова: прогрессирующий туберкулез гнал писателя из Москвы, в которой он сменил десятки адресов, «Чехов как врач не мог не знать своего состояния, но и приговоренный к смерти и знающий свои сроки, Чехов нашел в себе достаточно душевных сил работать до последнего дня и написать такие вещи, как "Вишневый сад". В письмах его нет ничего похожего на пессимизм, никаких жалоб, никаких сожалений. Жизнь Чехова — героическая, исключительная жизнь». Как много может сказать такая брошенная походя фраза о позиции писателя и как трагически эта оценка отзовется уже через полгода (когда начнется череда болезней, резко ограничившая работоспособность Шаламова) в его собственной судьбе…

Анна Гаврилова
Гаврилова А. П. Работа Шаламова в журнале «Москва» в 1956–1958 гг.
РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед. хр. 88, 119, 120, 123, 368
РГАЛИ. Ф. 2931. Оп. 1. Ед. хр. 1225
Исаева Т. И. «Я не теряю надежды» // Исторический архив. 2000. № 1