Шаламовская Москва
Вводная статья
Антисталинская демонстрация 7 ноября 1927 года
Боткинская больница (1957–1958)
Бутырская тюрьма
Васильевская, 2 (1972–1979)
Главное здание МГУ
Гоголевский бульвар, 25 — московская прописка после реабилитации (1956–1957)
Дом Союзов / Читальня МОСПС (1924–1929)
Дом-интернат для престарелых и инвалидов
Издательство «Советский писатель»
Квартира Бориса Пастернака
Квартира Варлама Шаламова в 1957–1972
Квартира Маяковского. «Новый ЛЕФ»
Квартира Натальи Кинд-Рожанской / Кибернетический семинар Александра Лернера
Квартира Натальи Столяровой
Квартира Ольги Ивинской (1956)
Квартира сестры Шаламова, место прописки в 1926–1929 годах
Квартира Софьи Балавинской-Поповой
Квартира Юлия Шрейдера
Квартира Якова Гродзенского
Квартира-«салон» Н. Я. Мандельштам
Кожевенный завод, г. Кунцево (1924–1926)
Комната Н. Кастальской — нелегальные ночевки в Москве
Кунцевское кладбище
Курсы подготовки в вуз
Ленинская библиотека, новое здание
МГУ (корпуса на Моховой)
МГУ, факультет советского права
МЧК / УНКВД Москвы и Московской области / Тюрьма московского областного управления НКВД
Общежитие 1-го МГУ (1926–1928)
Ордынский концлагерь. Квартира Ардовых
Пашков дом — Румянцевская библиотека
Пляж в Серебряном Бору
Подпольная типография, арест Шаламова (1929)
Политехнический музей
Психоневрологический интернат
Редакция журнала «Москва»
Редакция журнала «Новый мир»
Редакция журнала «Октябрь». Издательство Academia. Московский окружной комитет по перевозкам
Редакция журнала «Юность» (1971–1978)
Редакция журнала «Юность» (до 1971 г.)
Сетуньская больница (1924–1926)
Стадион «Динамо»
Театр Всеволода Мейерхольда
Театр на Таганке
Центральный дом литераторов (1960-е годы)
Церковь Николы в Кузнецах
Чистый переулок (1934–1937) — жизнь между арестами
Квартира Юлия Шрейдера

Объекты на карте:

Квартира Юлия Шрейдера

Квартира Юлия Шрейдера

Адрес: г. Москва, ул. Мишина, д. 12

Фото: Эмиль Гатауллин, архив Общества «Мемориал»

Фото: Эмиль Гатауллин, архив Общества «Мемориал»

Знакомство на кухне Н. Я. Мандельштам

Философ и математик Юлий Шрейдер познакомился с Шаламовым в середине 1966 года на кухне у Надежды Яковлевны Мандельштам, со следующего года завязалась переписка, продолжавшаяся почти до самого переезда Шаламова в дом престарелых и инвалидов Литфонда.

Именно Юлий Шрейдер организовал в 1976 году публикацию очень важной для Шаламова теоретической статьи о русской поэзии «Звуковой повтор — поиск смысла», в которой заключалась квитэссенция шаламовских размышлений о закономерностях русского стиха. Ряд идей в этой статье были набросаны Шаламовым гораздно раньше, но часть сформулирована в переписке и личном общении со Шрейдером.

Юлий Анатольевич был также одним из тех немногих представителей интеллигенции, кто не отвернулся от Шаламова после публикации его письма в «Литературную газету» в 1972 году. Когда здоровье писателя резко ухудшилось, Шрейдер продолжал навещать его и привел в конце 1977 года в комнату на Васильевской Людмилу Зайвую, которая затем около полутора лет ухаживала за Шаламовым.

Юлий Шрейдер принимал участие в подготовке ряда публикаций текстов Шаламова в период перестройки, способствовал появлению его заграничных публикаций, а также выступал со статьями о Шаламове в разных изданиях. Его работы стали одними из первых попыток анализа феномена «новой прозы» в контексте русской литературы ХХ века.

Юлий Шрейдер

Юлий Шрейдер. Фото: 

Апология независимости

Юлий Шрейдер о Варламе Шаламове:

Предельно аскетичный образ жизни был вызван не только отсутствием материальных средств (в конце концов, есть роскошь бедняков), но и внутренней установкой на полную независимость от жизненных обстоятельств. Даже человеческие привязанности были, как мне кажется, для него непозволительной роскошью, дополнительной данью земной суете. Он не привязывался к людям, но допускал к себе тех, кто не нарушал его жизненного (или, что то же, творческого) ритма. Это был акт величайшего доверия с его стороны, хотя я не могу сказать, что он не нуждался в человеческом общении. Он просто боялся хоть как-то поступиться своей независимостью, ощущением точности собственного восприятия действительности, которое не должно было подвергаться помехам чьих-то суждений или представлений. Ведь на этих представлениях всегда сказывается давление каких-то стереотипов, канонов, готовых схем.
<…> Слушатели были и ему нужны. Вероятно, мое преимущество как слушателя состояло в том, что я не пытался ни вкладывать рассказываемое в какие бы то ни было заранее принятые схемы, ни предлагать скороспелых интерпретаций. Интуитивно я чувствовал, что мне важен не столько сам экстремальный жизненный опыт Шаламова, сколько его способность ясно осознавать действительность и место в ней собственного опыта. Поэтому я интересовался не только фабулой его литературных и устных повествований, но пытался вдуматься в то, что он говорил, а потом и писал о своих литературных задачах. Литература же для него была, как я уже отметил, не описанием жизни, а способом наиболее полного в ней участия. Все, что мешало этому участию (человеческие привязанности, морально-религиозные представления, литературные каноны, сама надежда, наконец), беспощадно им отсекалось. Мне кажется, что он принимал мое общение именно потому, что я никогда не посягал судить о нем, его произведениях или его поступках с позиции тех или иных схем.

Шрейдер Ю. А. Варлам Шаламов о литературе

Шаламов в начале 1970-х годов

Шаламов в начале 1970-х годов. Фото:

Сергей Соловьев