Коломенский завод

Адрес: Московская обл., г. Коломна, ул. Партизан, д. 42

Машиностроительный завод в конце XIX века являлся ведущим российским поставщиком железнодорожной промышленности.

Заключенные специалисты работали здесь, предположительно, в период с 1930 по 1934 год. В частности, велось строительство дизелей для подводных лодок.

Коломенский машиностроительный завод. 1885–1890 гг.
История завода

Коломенский завод стал одним из символов развития железнодорожного транспорта в Российской империи второй половины XIX века.

В 1863 году во время строительства железнодорожного моста через Оку военные инженеры братья Арманд и Густав Струве, предки которых были выходцами из Мюнхена, организовали в Коломне мостостроительную мастерскую. Именно на ее основе, после окончания строительства, и был учрежден Завод братьев Струве. Одно из крупнейших машиностроительных и мостостроительных предприятий страны выпускало железнодорожные и трамвайные вагоны, паровозы, сельскохозяйственные машины, металлические конструкции, использованные, в том числе, для сооружения разводных мостов Санкт-Петербурга. В 1870 году братья основали заводское техническое училище.

В 1872 году предприниматели продали завод немецким коммерсантам фон Вогау и Липгартам, которые переименовали его в Коломенский машиностроительный завод. Новые владельцы не только стали достойными продолжателями производственных традиций, но и пополнили перечень предприятий города, открыв здесь Коломенский цементный завод.

Для рабочих машиностроительного предприятия (а их было более 10 000) хозяева выстроили два православных храма и бесплатную читальню, столовую, театр народных развлечений с садом. Все эти здания спроектировал баварский архитектор Максимильян Геппенер. 4 февраля 1901 года перед входом на машиностроительный завод были открыты бронзовые бюсты братьям Струве.

Аманд Струве строит первый мост, временный через Москву-реку для Московско-Казанского участка железной дороги. Вслед за мостом через Оку (1863–1864 годы) сооружаются все мосты от Коломны до Воронежа и от Серпухова до Курска и Киева. Киевский мост через Днепр, строившийся в 1868–1870 годах по новому способу, с быками «пневматической системы», современники называли самым большим мостом в Европе: его протяженность превышала один километр. По заказу городской думы Москвы в 60-70-х годах XIX века Коломенский завод построил Бородинский, Краснохолмский, Москворецкий и Крымский мосты. До сих пор одним из самых грандиозных и изящных сооружений считается Литейный мост, построенный в 1879 году через реку Неву в Петербурге.

Вид на Коломенский завод. 1870-е гг.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге (1915 год) — последний мост, построенный на Коломенском заводе. Он состоит из пяти пролетов, средний из которых — быстро раскрывающийся. При проектировании и постройке уделялось особое внимание его архитектуре и художественному декору.

С каждой вступавшей в строй магистралью в стране возрастала потребность в железнодорожной технике. И уже в 1865 году в Коломне было организовано производство первых товарных платформ, а затем и вагонов различного типа и началась подготовка к постройке паровозов. Локомотивостроение на Коломенском заводе ведет свою историю с 1869 года, когда из ворот предприятия вышел первый грузовой паровоз — это был один из первых паровозов, построенных в России.

В дореволюционный период Коломенский завод являлся одним из ведущих производителей локомотивов в России. За это время было спроектировано 139 типов паровозов.

1920-е гг.: принудительные работы

Согласно документу, отложившемуся в фонде Главного управления местами заключения (ГУМЗ) Наркомата внутренних дел РСФСР, в распоряжение Коломенского завода в 1921 году было направлено несколько человек из 4-й Трудовой дружины (ГАРФ. Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 28. Л. 2-3).

Производство в 1930-е годы

Из справки о работах осужденных специалистов от 22.02.1932: 

<...> 2) Запроектирован двухтактный дизель мощностью в 3200 лош. сил при числе оборотов 500 в минуту, весом 7–10 клгр. на силу, для подводной лодки. Дизель находится в постройке и должен будет заменить собою заграничные дизеля фирмы «МАН», вес которых около 14 клгр. на силу. Строится на Коломенском заводе.

Из истории завода в период 1930-х годов. Информация с сайта Коломенского завода.

С начала 30-х годов, не прекращая производства паровозов и дизелей, завод начал осваивать изготовление качественно новых для России машин — тепловозов и электровозов. Первый тепловоз мощностью 600 л. с. был построен в 1930 году. Этот тепловоз был оборудован электрической передачей и предназначался для маневровой работы на крупных станциях. А в 1933 году Коломенский завод первым в стране освоил серийное производство магистральных тепловозов.
В 1932 году Коломенский завод совместно с заводом «Динамо» выпустил первый советский грузовой электровоз ВЛ19 («Владимир Ленин»), а в 1934 году здесь был построен первый в СССР пассажирский электровоз серии ПБ («Политбюро»).

Предположительно, эти разработки были произведены силами заключенных специалистов.