Шарашки
Вводная статья
Авиационный завод № 39 / ЦКБ-39
Болшевская шарашка (г. Королев)
Бутырская тюрьма
Военная коллегия Верховного суда / ОКБ в ЭКУ ОГПУ
Завод «Динамо»
Завод «Компрессор» / ОТБ-8
Завод «Красный богатырь»
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Котельный завод им. Бари / ОТБ-11
Кучинская шарашка
Марфинская шарашка
МОГЭС / ОТБ-12
НИИ-160 (Фрязино)
НИИ-6
НИИ-862 (Оптическая шарашка)
Ольгинский завод / ГСНИИ-42
Туполевская шарашка / ЦКБ-29
Тушинский машиностроительный завод / ОТБ-82
Котельный завод им. Бари / ОТБ-11

Объекты на карте:

Экспериментальная ТЭЦ ВТИ (ОТБ-11)

Котельный завод им. Бари / ОТБ-11

Адрес: Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 23

ОТБ-11, в дальнейшем — Бюро прямоточного котлостроения (БПК), специализировалось на проектировании первого в Советском Союзе прямоточного котла. Для работ ОТБ-11, где главным конструктором являлся Л. Рамзин, был выделен деревянный барак рядом с ВТИ и институтской ТЭЦ. Возможно, это была лишь одна из нескольких площадок работ заключенных специалистов данного бюро.

Теплотехнический институт. 1925
История Экспериментальной ТЭЦ

В 1916 году в Симоновой слободе было построено одно из выдающихся в архитектурном отношении зданий предреволюционных лет, в псевдороманском стиле, — здание 2-й Городской трамвайной электрической станции.

В 1913 году город приобрел участок на краю Симоновой слободы, за заводом Бари. Здесь было решено построить 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев. В Симоновой слободе город решил также устроить центральный угольный склад. Цены здесь были невысоки, город покупал землю у трех владельцев: Бари, Дервиза и крестьян деревни Кожуховой. При этом землю под дорогами уступали безвозмездно. Был куплен участок свыше 10 десятин. От Сергиевой площади к станции должен был быть проложен одноколейный путь.

Вид на Симонову слободу

Вид на Симонову слободу

К сооружению электрической станции приступили в 1915 году. К 1916 году были закончены вчерне главные станционные здания, заказаны машины. Мощность станции должна была составить 20 000 КВт (мощность первой станции на Берсеньевской набережной — 10 000 КВт). Предполагалось проложить по дну Москвы-реки кабель к первой электрической станции для трамваев.

Но работать станция так и не начала. В 1922 году ее здания были переданы Всесоюзному теплотехническому институту. В здании установили 10 паровых котлов и две турбины.

На станции установлены котельные агрегаты с давлением пара до 35 МПа, паровые и газовые турбины, электрогенераторы, крупномасштабные стенды для экспериментальных работ.

С 1928 года ТЭЦ снабжала электроэнергией и паром промышленные предприятия (Завод имени Лихачева, завод «Динамо» и др.).

Экспериментальная ТЭЦ института (ТЭЦ ВТИ) открыта 31 мая 1925 года.

Работы ОТБ-11

 Из докладной записки И. А. Акулова Л. М. Кагановичу о деятельности конструкторских бюро при ОГПУ СССР с приложением от 7 сентября 1931 года:

КОТЕЛ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Подготовлен к изготовлению (розданы заказы на изготовление деталей) безбарабанный котел высокого давления от 140 до 299 атм., съем пара 1000 кгр. в час, вес котла 40 тонн.
В сравнении с мировыми котлами Деффлера и Бабкок-Вилькокс сконструированный котел имеет следующие сравнительные данные при одинаковой производительности 100 тн/ч пара при 140 атм.





Котел ОГПУ

Деффлер

Бабкок

Вес

40 тонн

240 тонн

220 тонн

Поверхн. нагр. кв. м

800

2800

2800

Стоимость

8000 р.

40 000 р.

400 000 р.

Паропроизв.

100 тн/ч

100 тн/ч

100 тн/ч

Давление

140 атм.

140 атм.

140 атм.

Котел дает против существующих:
Сокращение металла в 13–20 раз;
себестоимости 11–16.
Полностью освобождает от импорта. Котел целиком разрешает проблему высокого давления. Срок готовности апрель-май 1932 г.
Работают 5 человек, из них:




Руководителей организации

1 человек

Террористов

4 "

Группа не может быть передана по одному тому, что разработка конструкции котла и руководство производством ведется руководителем Промпартии РАМЗИНЫМ, а участники проекта котла являются членами Промпартии и террористической группы ее.

АПРФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 142. Л. 2–19. Машинопись. Подлинник
Прямоточный котел. Разработан заключенными специалистами ОТБ-11 во главе с Л. Рамзиным. 1933. Фото: архив Музея энергии

Прямоточный котел. Разработан заключенными специалистами ОТБ-11 во главе с Л. Рамзиным. 1933. Фото: архив Музея энергии

Первый советский прямоточный котел высокого давления (140 атмосфер). Разработан Л. К. Рамзиным в заключении (1931), был впервые введен в действие в 1933 году на ТЭЦ-9 Мосэнерго (Москва, ул. Автозаводская, 12). За эту разработку Рамзин и его сотрудники в 1936 году были амнистированы.

Постановление ЦИК СССР от 04.02.1936

Об амнистии Рамзина Л. К., Ларичева В. А., Очкина В. И., Булашевича А. Ф., Иваницкого Н. М., Прасолова М. Н., Рунова В. И., Сбродова В. А. и Усенко Т. Т.

В связи с полным раскаянием осужденных специальным судебным присутствием Верховного Суда Союза ССР по делу Промпартии от 7 декабря 1930 года Рамзина Л. К., Ларичева В. А. и Очкина В. И. и осужденных коллегией ОГПУ Булашевича А. Ф., Иваницкого Н. М., Прасолова М. Н., Рунова В. И., Сбродова В. А. и Усенко Т. Т. в своих прежних преступлениях перед советской властью, а также принимая во внимание добросовестное выполнение ими важного государственного задания по конструированию прямоточных котлов, выполненного по отзыву Наркомтяжпрома с успехом и вполне удовлетворительно, Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
Удовлетворить ходатайство указанных выше осужденных об амнистии, поддержанное Наркомтяжпромом, — освободить от дальнейшего наказания Рамзина Л. К., Ларичева В. А., Очкина В. И., Булашевича А. Ф., Иваницкого Н. М., Прасолова М. Н., Рунова В. И., Сбродова В. А. и Усенко Т. Т. и восстановить их во всех политических и гражданских правах.

Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь ЦИК Союза ССР
И. АКУЛОВ

Серийное производство котлов налажено к 1948 году.

В 1936 году у ОТБ-11 появилось новое название и ведомственная принадлежность: из ОГПУ бюро было передано в Наркомат тяжелой промышленности, получив название Бюро прямоточного котлостроения (БПК). Его деятельностью, продолжающей сохранять закрытость в условиях работы на тяжелую промышленность, продолжил руководить освобожденный Л. Рамзин.

Инженер Рамзин

Леонид Константинович Рамзин родился 26 октября 1887 года в селе Сосновка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье земских учителей.

В 1914 году окончил с отличием Императорское Московское высшее техническое училище (ныне МВТУ им. Н. Э. Баумана), получив звание инженера-механика (с 1920 года — там же профессор, завкафедрами). Кроме того, был первым директором образованного в 1921 году Всесоюзного теплотехнического института — ВТИ (до 1930 года, а с 1944 по 1948 год — научным руководителем). Член Госплана. В 1921 году привлечен к работе над планом ГОЭЛРО. Им были написаны две крупные главы — «Электрификация и топливоснабжение» и «Электрификация Приволжского района». В 1927 году назначен членом ВСНХ.

Леонид Константинович Рамзин (1886–1948). Главный конструктор БПК

Леонид Константинович Рамзин (1886–1948). Главный конструктор БПК

В 1930 году Леонид Рамзин был осужден по «делу Промпартии». В ходе сфальсифицированного судебного процесса как одного из «руководителей» несуществовавшей партии его приговорили к расстрелу. Но за содействие следствию расстрел был заменен на 10 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), впоследствии срок снижен до 8 лет.

В заключении Рамзину создали условия для работы по специальности. Первоначально эти изыскания проходили в деревянном бараке рядом с ВТИ и институтской ТЭЦ. Позднее приказом наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе было создано ОТБ-11 во главе с Рамзиным. Заключенные специалисты ОТБ-11 занимались конструированием прямоточного котла высокого давления. 20 декабря 1933 года на ТЭЦ-9 Мосэнерго котел был введен в эксплуатацию. Внедрение этого котла, названного котлом Рамзина, в промышленное производство и энергетику дало большой экономический эффект. В феврале 1936 года Рамзин был амнистирован. И за свое изобретение в 1943 году удостоен Сталинской премии.

После освобождения продолжил работать главным инженером Бюро прямоточного котлостроения. В годы Великой Отечественной войны находился с МЭИ в Казани. В 1943 году совместно с членом-корреспондентом АН СССР А. В. Щегляевым основал в Московском энергетическом институте (МЭИ) энергомашиностроительный факультет, создал кафедру котлостроения. С 1944 года — профессор МЭИ. Руководил кафедрой до 1948 года. В МЭИ занимался исследованиями в области организации эффективного и надежного сжигания топлива в топках котлов и энергоустановках. Заложил основы конструкторской специальности и определил пути ее развития.

Умер Л. Рамзин 26 июня 1948 года в Москве.

Военнопленные на принудительных работах

Комендант Кожуховского лагеря активно направлял подведомственных ему принудительных работников на Государственный котелочный завод, что осталось зафиксированным в приказах по лагерю военнопленных. (ГАРФ. Ф. Р-4042. Оп. 8. Д. 162. Лл. 10 об., 56, 70)

Р.С.Ф.С.Р.
Государственный
котельный завод
Инженер А. В. Бари
Москва, Симоново, Ленинск[ая] сл[обода]
15 октяб[ря] 1919 г.
№ 1920
Начальнику Кожуховского лагеря военнопленных
ЗДЕСЬ.
Кожухово
За последнее время военнопленные стали поступать к нам от 9 до 10-ти часов утра, что для производства весьма невыгодно и неудобно в смысле распределения рабочей силы и использования ее, так как завод начинает работы с 8-ми часов утра.
Покорнейше просим Вас не найдете ли возможным отпускать военнопленных нашему заводу часам к 8-ми утра. 
О последующем просим не отказать нас уведомить.
Член Правительств[енного] Правления: [подпись]
Котельн[ого] зав[ода] Инж[енера] А. В. Бари
Управляющий делами завода: [подпись]