Адрес: г. Москва, Даниловский вал, д. 22
После прихода советской власти Даниловский монастырь, основанный в XIII веке, стал прибежищем архиереев, лишенных кафедр. В 1930 году он был окончательно закрыт — последним из всех московских монастырей.
Несмотря на то, что формально монастырь еще продолжал существовать, решением Управления
В бывших монашеских кельях монастыря расположились мальчики, в бывшем доме настоятеля — девочки и дошкольники. В Троицком соборе разместили клуб, спортзал, библиотеку, а в его приделах, ввиду нехватки мест для ночлега — двухэтажные нары. Младенцев и детей до
Несмотря на юридическую отмену понятия «тюремное заключение» для несовершеннолетних, в Храме Святых отцов располагалась внутренняя детская тюрьма Даниловского приемника под названием «Серпуховка», где малолетки ждали своей участи за совершенные преступления.
В последующие годы в приемнике существовало жесткое разделение между беспризорниками и «политическими» детьми, которые жили отдельно друг от друга, дабы не допустить слияния «детей со слабыми степенями защиты» или «социально опасных» (то есть детей репрессированных) с правонарушителями и беспризорниками.
Вот как описывает обстановку в Даниловском приемнике в 1937–1938 годах Леонид Муравник:
Меня отвели в помещение храма, в бывший правый придел. Там за перегородкой я увидел двухэтажные нары, на которых в это ночное время спало множество детей. Я сунул в рот завалявшуюся в кармане конфету, разделся и лег. Наутро вся моя одежда была украдена
ворами-малолетками , которые хоть и жили отдельно, но ухитрялись проникать повсюду. <…> За перегородкой помещалась столовая. Кормили сытно, в основном кашей с мясом. В алтаре вместо иконы висел большой портрет Ежова…
Беспризорники. Фото: архив Общества «Мемориал»
За 1931–1932 год через Даниловский приемник прошло более 5000 человек. Из них порядка 50% — бежавшие из детских домов, жизнь в которых казалась невыносимой. Изначально планировалось, что приемник станет только временным пристанищем для детей перед отправкой в детдом, однако, на деле нередко оказывалось, что дети жили в приемнике до года, причем статистика по составу, численности беспризорников и другим показателям велась в Даниловском довольно четко (ГАР
Из секретного доклада Г. Ягоды Сталину:
Даниловский приемник, рассчитанный на 1000 человек, превращается в стационарное учреждение, не будучи для этого приспособленным, беспризорные в нем остаются по 6-7 месяцев.
Несмотря на крайнюю перегруженность Даниловского распределителя, он не мог, конечно, по советской традиции, не участвовать в подготовке очередных годовщин Октябрьской революции, выполняя и перевыполняя план по ликвидации беспризорности и беспризорников с улиц Москвы во славу революции. Вот только о том, куда должны деться «лишние» дети, и в каких условиях они будут жить, государство заботилось куда меньше, чем о поставленных сроках и планах.
В связи с крайней перегрузкой Даниловского приемника и необходимостью осуществления мер по полному изъятию беспризорных детей с улиц города Москвы к
16-ой годовщине Октября, в которых Даниловский приемник не может не принимать участие, Вам поручается организовать переброску — 300 человек детей из Даниловского приемника в Братовщину — возраст переводимых дошкольных детей в Братовщину во всяком случае норму детей не старше12-ти лет.
В период раскулачивания, коллективизации и голода в сельских районах страны в Москву хлынуло невиданное количество голодных детей, искавших в столице лучшей жизни. На всех вокзалах города были выстроены заградотряды, основной функцией которых было не пускать эти толпы нищих и оборванных детей в Москву и, в частности, в и без того переполненный Даниловский
Ведя борьбу с неорганизованным притоком беспризорных в Москву из других областей, надо особенно решительно бороться с организованным направлением беспризорных в Москву. В январе-феврале 1933 года прибыло в Москву в ДПРП около 200 беспризорных детей и подростков, направленных из Одессы и Ростова <…>
По возрасту это не те беспризорные, с которыми приходилось иметь дело в 1923-1927 гг. На данном этапе беспризорность захватывает преимущественно подростков в возрасте от 12 до 15 лет. В числе беспризорных, изъятых с улиц в 1932 году, ребят старших возрастов значительно больше, чем это было в период времени 1920-1924 и 1925-1929 гг.
Спальни. Фото: архив Общества «Мемориал»
На каждого вновь прибывшего в приемник заполнялась анкета с указанием происхождения, причины поступления, возраста, имени и прочих данных. Среди причин сиротства записывались, прежде всего, «грубость родителей» и «отрицательные бытовые условия», гибель родителей по причине репрессий или, например, раскулачивания, в анкете не фиксировалась. Не фиксировались в ней и сведения об отце и матери ребенка, многим детям, не помнившим или не знавшим в силу возраста своего полного имени, фамилии или даты рождения, они были произвольно заменены, что было, зачастую, намеренной акцией.
Помимо анкеты на ребенка в каждом детприемнике заполнялся также протокол обыска несовершеннолетнего, делались фотографии в фас и в профиль, брались отпечатки пальцев — и вовсе уже тюремные или арестантские обычаи. Режим тоже был тюремный: по новым правилам дети, проживающие в приемнике, весь день обязательно должны были быть
Вслед за потоком голодных и нищих
Детей из категории ЧСИР могли забрать или, скорее, арестовать на улице, дома, в школе:
В свои тринадцать лет Нина стала взрослой, разбитой, усталой. Она бегала по московским тюрьмам, разыскивала отца, мать, отчима. В Бутырку носила передачи. А отец ее уже был расстрелян. Несколько месяцев Нина скиталась по родственникам, но однажды, оказавшись дома, поняла, что ее разыскивают.
Что-то оборвалось в душе, когда она увидела их. По дороге она спросила: «Куда вы меня везете?» Услышала равнодушное: «Потом узнаешь». Нина приготовилась к худшему, но ее привезли в Даниловку.
Или прямо из рук старших братьев и сестер:
С мамой я не простился. Мы с Адиком, закончившим третий класс, были в пионерском лагере, когда ее арестовали. Приехав, застали дома одного Лёву. <…> Некоторое время мы жили втроем, три брата. Лёва работал инструктором физкультуры, мы с Адиком готовились к учебному году. Днем ходили в столовую института инженеров железнодорожного транспорта, где были дешевые обеды — Лёва оставлял нам на питание. Но однажды, когда мы собирались идти в столовую, появилась женщина в сопровождении милиционера. Показав мне
какую-то бумагу, заявила мне, что Адика забирают в детский дом, так как я еще мал, чтобы его воспитывать. Я смотрел в бумагу и не понимал ни слова — я не видел букв… Приехавший с работы брат изругал меня всячески, зачем я отдал — а я не мог ему ничего ответить. Лёва кинулся на поиски: Адик оказался в Даниловском детприемнике. Отвезли емукое-что из необходимого,кое-какой еды… Я с ним не виделся до декабря 1953 года, более шестнадцати лет. Вместо одиннадцатилетнего мальчика я приехал к отцу троих детей.
Сосновский В. Л. Фото:
Известны случаи, когда сами дети арестованных предпринимали отчаянные попытки попасть в Даниловский приемник, уже в юном возрасте осознав, что являются опасностью для своих родных, оставшихся на воле:
…Родственники, у которых были свои дети, перекидывали меня от одного к другому, боясь оставлять у себя подолгу. Мне было десять, но я уже понимал, что опасен для всех. Я услышал о Даниловском приемнике для беспризорников от нашего дворника. “Попасть бы туда”, - думалось мне. Вечером на улице Горького я нарочно схватил с лотка горсть конфет. Меня поймали и отвели в отделение милиции.
В 1937 году, в дни наиболее массовых арестов, Даниловский распределитель мог принимать до 200 детей в сутки, дальнейшая судьба которых мало заботила администрацию:
У многих из них на нервной почве развился энурез, с которым никто из местных врачей и не думал бороться. Маленького узника выгоняли в любую погоду во двор вместе с его подмоченным матрацем и простынкой: «Сушись, поганец! А на улице — холодно и страшно. И еще — стыдно перед сверстниками. Засмеют.
Помимо обычных, детских ссор и непонимания между детьми благополучными, воспитывавшимися дома с любящими родителями, и детьми улиц, рано познавшими нужду, между обитателями Даниловки возникали стычки на «политической», идейной основе, нередко «подогреваемые» местной администрацией: по прибытии в приемник с детей «политических» первым делом срывали пионерский галстук. Двор для их прогулок был отделен от общего двора, и беспризорники, завидев политических, начинали кидать в них камнями с криками «Троцкисты!» «Предатели!», чего не пытался пресечь никто из взрослых.
Даниловский монастырь. Фото:
Нередко в Даниловский привозили детей, которые имели живых, нерепрессированных родственников, желающих взять их под свою опеку.
Мама просила сотрудников НКВД отвести сына к бабушке. Чекисты обещали. Машина затормозила у высокой стены. <…> Валерий, оказавшись среди спящих детей Даниловки. Начитавшись в книжках, что новеньких в детдомах всегда бьют, он со страхом ждал, что будет утром, и готовился к худшему. Но утром он увидел вокруг себя таких же испуганных детей, как и он сам. Больше всего Валерия беспокоило, что его бабушка не знает, где он и что с ним. <…> Он дождался, когда дежурный ушел со своего поста, позвонил дядюшке и успел сообщить, где он находится. Валерию повезло: через месяц его забрали из Даниловского детприемника, после чего он поселился с бабушкой на улице Кирова.
Удостоверение об установлении опеки. Фото: архив Общества «Мемориал»
Но попадание в детприемник означало для его узников не только разлуку с родителями и старшими членами семьи. Согласно антигуманному постановлению НКВД все дети, связанные между собой родством или просто знакомством, должны были быть направлены в разные детские дома во избежание установления
«Сдача людей конвою должна быть проведена без промедления… Опоздание недопустимо… Люди в вагоны должны быть погружены не позднее 6.30 час. утра, а отправка поезда — ровно в 7 час. 30 мин.,» — так гласили официальные постановления.
А вот как воспринималось это страшное события самими детьми:
А потом пришло время, когда ночью подняли нас человек 15, строится. Мы построились, нас запихнули в машину, на которой было написано «Субпродукты». Запихнули в эту машину, и мы поехали на вокзал.
Когда нас везли на вокзал, одна девочка сказала: «Куда нас везут, убивать?» Вот этот голос девочки, тревожный, запомнился мне. А потом нас в вагон и мы поехали.
Порой детей вывозили на воронках, а иногда — в общих поездах, заставляя рассказывать окружающим, что они едут в Артек. Что стало с этими детьми дальше — какова их судьба и история, чаще всего, не известно до сих пор, так как большинство дел и личных карточек было утрачено во время бомбежек Москвы в годы Великой Отечественной войны. Неизвестна зачастую ни их судьба в детдомах, ни место пребывания в годы войны, ни судьба после.
Даниловский детприемник продолжал фукционировать в неизменном виде вплоть до 1986 года, после чего монастырь был обратно возвращен Церкви. Через приемник прошли тысячи и тысячи детей, которые так и не смогли вернуться к прежней жизни, найти своих родителей, братьев и сестер. Сейчас об этом напоминают только молчаливые стены монастыря.