Адрес: Москва, Милютинский пер., д. № 18 стр. 4/ д. 18а
Здесь находится целый комплекс зданий, связанных с жизнью польской общины в Москве: Костел Св. апостолов Петра и Павла (18а), богадельня святого Филиппа (18 стр. 1), школа для девочек (18 стр. 2), дом причта (18 стр. 3), польская библиотека и организация Дом Польский (18 стр. 4). В 1920-е годы в здании библиотеки разместилось польское общество «Труд» (1922–1927) с клубом и кинотеатром «Сфинкс». В 1920-е в Польский клуб на принудительные работы также отправляли польских военнопленных из близлежащего Рождественского лагеря.
В первой половине XIX века польская община выкупила землю для строительства католического прихода. Храм в готическом стиле был построен здесь в
На протяжении всего своего существования храм занимался благотворительностью: при нем работало Общество вспомоществования бедным
В соседнем здании располагалась богадельня св. Филиппа, рассчитанная на 22 человека призреваемых. В 1908 она была перенесена на Малую Грузинскую улицу, где находился другой польский костел, а дом в Милютинском с этого времени сдавался частным лицам. Деньги, выручаемые за аренду, шли на содержание богадельни (ЦГАМ. Ф. 609. Оп. 1. Д. 299. Л. 3).
В конце XIX века при церкви открылась женская гимназия и пансион (ЦГА Москвы. Ф. 609. Оп. 1. Аннотация).
В 1905 году при костеле была построена польская библиотека, ее строительство перед самой своей смертью спонсировал прихожанин храма — меценат шляхетского (дворянского) происхождения Альфонс Шанявский. Здание в готическом стиле было создано по проекту польского архитектора
До 1905 года поляки не имели возможности официально создавать в Москве польские организации. Исключение составляло только
В 1906 году в Москве была основана организация Дом Польский, которая разместилась в здании польской библиотеки. Польские общества такого типа были и в других крупных городах Российской Империи. Обычно при них работали:
Деятельность Дома Польского была ориентирована, в первую очередь, на польскую интеллигенцию, представителей которой в Москве было немало. Помимо библиотеки в здании располагались читальный, лекционный и концертный залы, в которых организовывались различные культурные мероприятия: лекции, патриотичные и танцевальные вечера, спектакли (Brzyska M. Książka polska w Rosji w latach 1914–1921).
С 1915 года польская культурная жизнь в Москве стала более насыщенной, это было связано с волной беженцев, прибывших из Польши после начала Первой мировой войны. Среди них было много деятелей культуры. Они организовали в Доме Польском регулярные (
Не позднее января 1916 года
До 1917 года при Доме Польском работало в общей сложности 10 организаций, в том числе Польское общество помощи жертвам войны. В 1918 году здесь был также организован Союз поляков России, но после начала
В советские годы польская церковь продолжала действовать, но ее существование находилось под постоянной угрозой
Во время войны костел был почти полностью разрушен попавшей в него авиабомбой. От первоначальной постройки сохранился только фундамент, широкая лестница и кусок задней стены. После войны здание восстановили как административное сооружение, что полностью исказило его исторический облик. Здание бывшего храма национализировано и передано
Здание бывшего костела. 1986 г. Фото: pastvu.com
В начале 1920-х годов в Польский Клуб (Милютинский пер., д. № 18 стр. 4) на принудительные работы посылались рабочие — польские военнопленные из 1-ой Трудовой Дружины близлежащего Рождественского концентрационного лагеря.
В 1920 году помимо польских организаций в одном из зданий по адресу Милютинский пер. 18 была открыта школа-интернат для дефективных детей (ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 1. Д. 2. Л. 21), рассчитанный на 170 детей (Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год).
В
В 1922 году по инициативе Польского Бюро агитации и пропаганды было образовано польское
Таким образом, общество «Труд» стало своего рода правопреемником Дома Польского, оно располагалось в том же здании (д. 18 стр. 4). Но кадровый состав новый организации,
В течении первых нескольких лет существования общества «Труд» велись споры о характере его деятельности. В 1925 году было избрано новое правление общества, которое постановило, что данная организация должна стать вспомогательным органом партии, выполняющим его директивы и воплощающим в жизнь стоящие перед партией задачи, высказанные через Польбюро.
Общество «Труд» также занималось
К 1923 году в ведении общества находилось три домовладения: комплекс зданий в Милютинском переулке, Дом польских коммунистов в Кривоникольском и здание по адресу: Большая Молчановка, д. 3. Несмотря на то, что общество носило некоммерческий характер, ему необходимы были средства для содержания двух польских детских домов и школы, находившихся в плачевном состоянии. Для этой цели общество сдавало частным лицам квартиры в подведомственных ему зданиях. Кроме того, в Милютинском переулке был организован кинотеатр «Сфинкс», небольшой доход с которого также использовался для этой цели. Но вырученных средств часто едва хватало лишь на зарплаты сотрудников, уплату налогов и оплату коммунальных услуг, закупку дров, а также на ремонт, который был крайне необходим. Ситуация осложнялась тем, что не все жильцы своевременно вносили квартплату.
В ЦАГМ сохранился отчет о состоянии одного из домов в Милютинском переулке на 1922 год, красноречиво свидетельствующий об условиях, в которых приходилось находиться многим жителям пореволюционной Москвы:
Некоторые комнаты квартирантами ведутся очень в грязном состоянии, не смотря на то сколько было сделано замечаний с моей стороны. Крыша общежития во многих местах проржавела и при дожде в комнаты второго этажа через потолок падает вода, а после этого в некоторых местах отваливается штукатурка, на что многие жалуются квартиранты. В общежитии не имеется электрического освещения, водопровода и канализации, хотя был раньше водопровод и некоторые трубы уцелели, но они засорены и некоторые проржавели. Что касается уборных, то таковая есть, как в первом, так и во втором этаже, но они служат теперь вместо кладовых… В коридоре первого этажа есть лампа керосиновая которая хоть плохо, но освещает нижний этаж, а во втором этаже и такой нет так, что такая тьма, возможно налететь на
что-нибудь <…> общая кухня в которой есть плита и русская печь, но их топить нельзя, плита развалилась, а русская печь засорена в дымоходе… Есть каменное здание с черного ходу общежития которое имеет только крышу худую и стены, а дверей, полу и окон совершенно нет, ето все сломано и в нем набросан разный мусор, даже пользуются жильцы им как уборной. Мусорный ящик переполнен и даже теперь стали бросать около него мусор, так что трудно подойти к сараю который неподалеку находится от мусорного ящика…
ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 1. Д. 56. Л. 21
В декабре 1927 года общество «Труд» было ликвидировано.
Однако польский рабочий клуб продолжал работать еще на протяжении десяти лет. В 1937 году президиум Моссовета счел «нецелесообразным существование самостоятельных национальных клубов: Латышского, Литовско-Эстоно-Финского, Польского и Китайского», все они были ликвидированы.
Одно из помещений в здании, занимаемым обществом «Труд» (18 стр. 4), было переделано под кинотеатр, который начал работать 1 июня 1922 года. Зал был рассчитан на 260 мест, а перед экраном располагалась сцена. Часть помещения сдавалась под буфет. Кинотеатр работал шесть раз в неделю, в будни показывали по три киносеанса, а в праздничные дни — четыре. Кроме того: «определенное количество бесплатных билетов предоставляется каждый день на все киносеансы курсантам Польского Сектора Коммунистического Университета Запада и Курсов Командного Состава „Красные Коммунары“. Кроме того время от времени устраиваются специальные детские киносеансы, лекции, митинги и общие собрания
Но вскоре кинотеатр пришлось закрыть
Петр Зелинский (1863–1931) стал настоятелем костела свв. Апостолов Петра и Павла не позднее 1919 года. В марте 1923 года он был арестован и несколько месяцев провел в Бутырской тюрьме. Священника освободили благодаря ультиматуму МИДа Польши от 10 июня 1923 года. В 1926 году у Зелинского была возможность уехать в Польшу, но он предпочел остаться в Москве. В 1927 году его арестовали вновь и приговорили к трем годам ссылки, которую он отбывал сначала в
Карл Лупинович — с 1924 года настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла, с 1926 — Генеральный викарий Московской администратуры. Первый раз священника арестовали 20 февраля 1929 года по подозрению «в шпионаже и участии в контрреволюционной организации», но вскоре освободили. Еще до этого в его квартире в Милютинском переулке неоднократно проводились обыски, в ходе которых изымалась переписка, в том числе с польской диаспорой, личные записи и религиозная литература (ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 2. Д. 2. Л. 2; Д. 1. Л. 20). 18 февраля 1931 года Лупиновича арестовали по групповому делу католического духовенства и мирян. Он обвинялся в том, что:
с 1926 года, имея связь с отдельными сотрудниками польского посольства, информировал последних об арестах
римско-католического духовенства, о настроениях польского населения, о положении отдельных приходов, содействовал отдельным лицам подпольного монастыря. Руководил работой по вовлечению детей в жизнь костела, воспитывал их в антисоветском духе. Принимал активное участие в контрреволюционной и антисоветской деятельности хорового кружка.
Цит. по: В тени Лубянки…
По этому делу проходил еще один священник, служивший в храме в Милютинском переулке — отец Михаил Цакуль. Обоих священнослужителей приговорили к трем годам ссылки в Казахстан. В 1933 году Цакуль получил разрешение вернуться в Москву, а Лупинович еще до окончания срока ссылки был арестован повторно и этапирован в Минскую тюрьму, его обвиняли в шпионаже и вновь сослали в Казахстан на три года. В 1936 году Лупиновича судили еще раз и 9 января 1937 года приговорили к десяти годам ИТЛ, затем в декабре 1937 года приговорили к расстрелу. Точная дата и место расстрела священника не известны.
Также в 1937 году были арестованы сотрудники польской библиотеки при польском клубе: Майслер Абрам Моисеевич и Островская Мира Васильевна.
Абрам Моисеевич был польским евреем, родился в 1905 году в Лодзе. Его арестовали 26 августа 1937 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной террористической организации. 21 сентября Комиссия НКВД СССР и прокуратура вынесла ему смертный приговор, который привели в исполнения спустя три дня. Абрам Моисеевич был похоронен на Донском кладбище в Москве.
Мира Васильевна родилась в 1908 году в городе Сосновец (Польша) в семье рабочих. Ее арестовали 2 ноября 1937 года, 20 декабря Миру Васильевну приговорили к высшей мере наказания, обвинив в принадлежности к ПОВ и в контрреволюционной деятельности. Приговор привели в исполнение 29 декабря, место захоронения Бутовский полигон.